справочник
151
И рина АЛ ДО Ш И Н А^ Конст ант ин НИКИТИН, Собачка ЛУШ А
Там,
где живут басы
(5)
В м есто предисловия
Мы но собственному опыту знаем,
как трудно писать сложно о сложном.
По писать о сложном
просто
пором
совсем невозможно. С превеликим
удовольствием мы с И. А. уединились
бы где-нибудь, прихватив с собой хо-
рошего кофе (и конфет.—
С. Л.),
и на-
писали бы что-нибудь простенькое
О
звучании какого-то тракта. Но увы. не
такова наша аудиотехническая плани-
да. Мы прекрасно понимаем, ч то боль-
шинство читателей, увидев графики н
формулы в отсутствие конкретной ап-
паратуры, смело “залистнут” наши по-
следние страницы журнала. Но, если
хоть десятая часть напряжет безуслов-
но наличествующее серое вещество
своего мозга и дочитает наши записки
до конца хотя бы с третьего раза, наш
труд будет вознагражден.
Эта статья сложнее предыдущих.
Тем не менее
не сдавайтесь.
Разудалою русскою тройкой про-
неслись мы по басовым полям совре-
менной
аудиотехники.
Напомним
уважаемым читателям, что в преды-
дущих статьях мы
К. К., И. А. и
шерстистая С. Л., рассмотрели следу-
ющие типы акустического оформле-
ния: закрытый ящик, фазоинвертор,
пассивный излучатель, панель аку-
стического сопротивления, лабиринт
и трансмиссионную линию.
К. К. На очереди —
полосовой резо-
натор (bandpass, IIP).
И. А. Замечу что современная за-
рубежная массовая аудиопресса, не
балующая читателя глубоким про-
никновением в физическую суть аку-
стических явлений, частенько вообще
отказывается от каких-либо физиче-
ских объяснений, когда речь заходит
о ПР.
К. К. Действительно, ящик с фазо-
инверсным
приспособлением (рис.
1я) является “природным" акустиче-
ским фильтром нижних частот. Ведь,
как мы уже писали ранее, труба фазо-
инвертора, акустически прозрачная
для басов, становится все большим и
большим препятствием по мере уве-
личения частоты.
Приладив такой дополнительный
ящик-резонатор к любой АС, напри-
мер к закрытому ящику, мы получим
простейший
полосовой
резонатор
(рис. 16).
И. А. И если закрытый ящик имел
такую АЧХ, как на рис. 2(1), то ПР в
простейшем случае показывает нам “по-
лосовую” АЧХ, обрезая “все лишнее”.
К. К. Все бы хорошо. Но откуда бе-
рутся “лучший динамический диапа-
зон”. “минимальные из всех возмож-
ных” размеры, “лучшие переходные
Рис. 1.
а)
ящ ик с фазоинвертором;
б)
простейший полосовой резонатор
характеристики", о которых так любит
писать аудиопресса,—
остается боль-
шой загадкой.
И. А. Оставим пока эти вопросы без
ответа.
Давайте поиграем в такую игру: от-
влечемся на время от звучания дина-
мической головки в фазоинверсном
оформлении и займемся прослушива-
нием звучания фазоинверсного отвер-
стия (рис. 3).
Собачка Луша. Замечательное за-
нятие! Особенно если учесть, что мне
не надо к нему готовиться —
мои чер-
ные лохматые уши как раз на уровне
дырки в “KEF Q-90", и я, сидя на ков-
рике недалеко от колонки, кроме зву-
чания фазоинвертора, и так никогда
ничего не слышу.
К. К. Бу-бу-бу, бы-бу-ба.
.. Бубнит да
и только. Кстати, не грех вспомнить,
какова картина звукового давления у
трубы фазоинвертора (см. рис. 4).
Таким образом, в любом фазоин-
версном оформлении отверстие фазо-
инвертора является настоящим поло-
совым излучателем. В основе работы
ФНЧ лежит уже оговоренный нами
Рис. 2. АЧХ громкоговорителя
в оформлении “закрытый корпус” (1),
АЧХ полосового резонатора (2)
ранее физический процесс, связанный
с инертностью воздуха в трубе. В каче-
стве ФВЧ выступает сама головка.
Заметим, что на рис. 4 изображено
несколько кривых. В зависимости от
параметров фазоннверсного оформле-
ния (в том числе динамической голо-
вки) “полосовые” характеристики фа-
зоинвертора
могут быть разными.
“Квази третье порядочные” фазоинвер-
торы (имеются в виду фазоинверсные
отверстия) имеют широкую полосу,
баттервортовские —
более узкую, че-
Рис. 3. Прямое излучение от динамической
головки можно ликвидировать либо мыслен-
но, либо отведя его при помощи длинной
трубы. Тогда появится возможность
насладиться звуком только
фазоинверсного приспособления
АупиоМагазин 5/1999
предыдущая страница 152 АудиоМагазин 1999 5 читать онлайн следующая страница 154 АудиоМагазин 1999 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст