144 справочник
фильтр помех
Рис. 3
0,1% — керамическая или слюдяная.
Таким образом, оказывается перекры-
тым диапазон до десятков МГц. І Іаше-
му Ы-Л-усилителк) такой диапазон,
конечно, не нужен, но два-три конден-
сатора оказываются не лишними. Так
вот: далеко не у всех фирм доходят до
этого руки. Сплошь и рядом неплохо-
му У Н Ч нс хватает самого малого —
высокочастотного конденсатора элек-
тропитания.
Вот и ответ на один из вопросов чи-
тателей. Добавлять конденсаторы в
электропитание У Н Ч полезно: хуже
не будет. Однако полезнее вставить в
усилитель недостающую
высокоча-
стотную
емкость, причем прямо на
плату У Н Ч . Лучший тип конденсато-
ров для таких “развлечений” К52-16
(танталовыс), но стоят они в магазине
недешево, и 100 мкФ на 50 В обойдет-
ся в стоимость компакт-диска.
Еще совет. Есть усилители ( “Кор-
вет”, конечно, не в счет
ему уже ни-
чего нс поможет), где к конденсатору
идут тонкие провода (рис. 2).
Это
неправильно!
Все
провода
должны быть толстыми! Они имеют
не только меньшие омические потери,
но и меньшую паразитную индуктив-
ность, учитываемую аналогично £0.
Нередко случается, что конденсато-
ры выпускаются промышленностью и
устанавливаются просто так — из со-
ображений престижа, чтобы иметь
возможность похвастаться. Ти пичный
пример
бестолковое использование
фарадпых емкостей в автомобильных
аудиокомплектах. Рассмотрим про-
стейшую схему, (рис. 3).
Здесь А К — двенадцати вольтовая
аккумуляторная батарея,
С0
— та са-
мая емкость размером с добрую пив-
ную кружку и ценою в двухмесячный
оклад профессора,
и
- паразит-
ные индуктивности электропроводки.
Понятно, что разработчик стремится
минимизировать £ п2,
иначе смысл
применения
С0
пропадает. 11о посмот-
рим на проблему творчески и оценим
фактические значения некоторых па-
раметров.
Аккумулятор. Легко отдает (впро-
чем, как и С0) ток в сотшо-другую, а то
н в пятьсот ампер. Внутреннее сопро-
тивление 5 6 миллиом, еще пара-дру-
гая набегает на контактах. Паразитная
индуктивность пренебрежимо мала и
составляет десятки наногенри. Ско-
рость возможного нарастания тока /ак
огромна и удовлетворит любым требо-
ваниям.
Индуктивность
не мала. Если
аккумулятор стоит под капотом (а не
в багажнике — как у некоторых “Мер-
седесов”), і п, может достигать единиц
и десятков микрогенри, как повезет,
причем известная поговорка про дура-
ков здесь не работает.
Такая индуктивность вместе с ма-
лым входным сопротивлением У И Ч со
стороны
зажимов
питания
(АА)
0,05-0,2 Ом составит І.К — низ-
кочастотное звено, частота среза кото-
рого запросто может оказаться в звуко-
вом диапазоне2. Здесь и может приго-
диться конденсатор Сп, расположи мы
его в непосредственной близости от
АА', при этом /_п2 —> 0. Но вот беда! Не-
глупые проектировщики У Н Ч встрои-
ли на входе фильтр помех, чтобы, как в
анекдоте, всякая дрянь не пролезла.
Луша.
Оттуда сюда или отсюда ту-
да?
К. К . Даже если этого фильтра пег,
индуктивность рассеивания повыша-
ющего трансформатора СЭ П УНЧ,
пропускающая через себя всю мощ-
ность потребления, таки составит тс
самые единицы-десятки (а то и сотни)
микрогенри. Иными словами, фарада
нужна отнюдь не для борьбы с пара-
зитной индуктивностью, если вообще
для чего-то нужна.
Анализ СЭ П автомобильных У Н Ч
показывает, что на выходе СЭП, то есть
непосредственно по питанию УНЧ,
больших конденсаторов нет: получает-
ся, что низкочастотные составляющие
тока АС активно гуляют но цепям клю-
2 Кще и еще раз подчеркнем: если основной “звуко-
вой" диапазон реальной музыки, то есть напряжения
на АС, сравнительно узок, го диапазон токов потреб-
ления УНЧ, особенно в режиме класса АВ, довольно
широк - десятки и сотни килогерц.
чевого преобразователя СЭП. Само по
себе это и плохо и неплохо, избежать
пагубного влияния этого процесса на
звук можно. Фарада же, составляя со
входным сопротивлением СЭП посто-
янную
времени
порядка десятков-
сотен миллисекунд, не пускает неодно-
кратно усиленные трансформатором
СЭП токи АС дальше себя.
Ну и что? И в этом процессе здра-
вый радиотехник не обнаружит ниче-
го такого, что стоило бы фарады. (И
двух профессорских зарплат,—
С. Л.)
Единственное, что приходится пред-
положить, так это то, что фарада мо-
жет быть предназначена для подавле-
ния небольшой, но очень энергоемкой
пульсации напряжения на аккумуля-
торе при работающем моторе и, соот-
встствс
11
но, генераторе.
Ведь энергосистема автомобиля, на-
пример
“Ж игулей”,
выглядит
так
(рис. 4).
Рис. 4
При этом предполагается, что в пи-
ках звучания вся нагрузка ложится как
на генератор, так и на аккумулятор —
оба отдают ток. Здесь все зависит от
того, какими запасами обладают оба
источника, то есть от их внутренних
сопротивлений и работы реле-регуля-
тора (рис. 5).
Чаще получается так, что при заря-
женном аккумуляторе (нормальная
рабочая ситуация) пики потребления
У Н Ч будут обеспечиваться в основ-
ном аккумулятором, при этом послед-
ний будет активно разряжаться, осо-
бенно в точках х, у,
у
. .
.
минимума
а
при небольшой громкости с работой
справится генератор, стараясь обеспе-
чить нулевой средний ток аккумуля-
АупиоМагазин 5/1999
предыдущая страница 145 АудиоМагазин 1999 5 читать онлайн следующая страница 147 АудиоМагазин 1999 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст