130 музыка
дать какую-нибудь Крейзовую штуку
Вивальди барабанами и бас-гитарой,
как пенное море рок-композиций всех
степеней опопсован пости оказывается
за остановкой, с папиросой безнадеж-
ности в зубах. Во-вторых, произошел
любопытный исторический коллапс.
Игра
Ванессы
кроме ученической
скрипичной техники имеет в качестве
прототипа соло гитары в нормальном
для классического рока варианте. А
ведь все без исключения гитарные соло
в рок-музыке — прямое наследие Ви-
вальди. современный вариант его скри-
пичных соло и каденций.
Вот что писал о его игре поражен-
ный современник: “Вивальди испол-
нил фантазию, которая меня но правде
испугала, потому что эго было что-то
невероятное, подобно которому никто
нс играл и не может сыграть, ибо свои-
ми пальцами он забрался так высоко
вверх, что для смычка уже не остава-
лось никакого места, и это на всех че-
тырех струнах исполняя с невероят-
ной скоростью фугу”. А ведь любой
рок-гитарист в своих поливах воспро-
изводит то же состояние, когда ирра-
циональная виртуозность отрывается
от музыкального контекста, напря-
женная вибрация струн передает чув-
ство парения, предельного эмоцио-
нального накала. Однако Вивальди иг-
рал с величайшей искусностью, дости-
гал чистоты и точности там, где это ка-
залось невозможным. Рок-гитаристы
же повсеместно лишь имитируют вир-
туозность (когда они интонируют чи-
сто, как например Брайан Мэй. их со-
ло достаточно скромны).
В наши дни рок- и поп-звезды, как
правило, происходят' из общей со сво-
ими почитателями музыкальной сре-
ды. Во времена Вивальди все было
иначе: поклонники былых музыкаль-
ных знаменитостей подчас неплохо
умели играть на виоле и (или) клаве-
сине (это совсем не то же самое, что
безладовый бас), почитывали руковод-
ства по аккомпанементу, чисто пели.
Но они четко осознавали дистанцию
между собою и своими кумирами:
было понятно, что последние владеют
некими тайнами совершенства, полу-
мистическими секретами гармонии,
недоступными потребителям, пускай
даже просвещенным.
Так и Вивальди увлек веселых вене-
цианцев п римлян прекрасными мело-
диями и новыми ритмами, обладая
вместе с тем трансцендентным автори-
тетом мастера. Этот авторитет непре-
рывно поддерживался гармоническими
открытиями, загадочными изысками
формы. Что же касается потребитель-
ской стороны искусства, то гут мы
сталкиваемся с эффективностью, ко-
торой в XX веке невозможно найти
и жалкого подобия. Мало кто отдает
себе отчет в том, что Скарлатти, Стра-
де.лле, Вивальди и прочим прихо-
дилось
выдерживать
темп
жизни,
превосходящий даже нашу хваленую
современность. Потребительские за-
просы были куда жестче, жадность до
новых впечатлений, почти ненасыт-
ная, требовала все новых премьер: до-
статочно сказать, что целая новая опе-
ра шла в Венеции считанные разы,
притом значительная часть опер сходу
проваливалась. Представим себе, что
сделалось бы с рок-командами, рожа-
ющими по одному альбому в 2-3 года,
столкнись они с необходимостью да-
рить свету ежегодно 2-3 вполне ос-
м ыслен н ы х дет»«на.
Вивальди проявил бешеную изобре-
тательность. Так, именно он придумал
делать
из
ритмического
штампа
“стиль" (по этой схеме работают ны-
нешние танцевальные “стили”— хип-
хоп, регги и т. и.). Едва появившись в
Риме, он сразу произвел бешеный фу-
рор оперой “Геркулес на Териодонте”; в
ней все подвижные эпизоды эксплуа-
тировали идею “ломбардского риг-
U
A
R
K
Дилеры:
Москва, салон «Art Тек», тел.: (095) 291-4421
Москва, салон «Одно место», тел.: (095) 279-3661
Москва, «Зенит Hi-Fi», тел.: (095) 268-0396
Москва, салон «Солярис»,.тел.: (095) 951-1845. 951-2630
осква, «Альвис Плюс», тел.: (095) 232-6966, 795-3988
атеринбург: «Орфей», тел.: (3432) 61-6344
АупиоМагазии 5/1999
предыдущая страница 131 АудиоМагазин 1999 5 читать онлайн следующая страница 133 АудиоМагазин 1999 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст