122
музыка
Евгений ДОЛГИХ
Д
ж
о
н
н
и
a . k . a .
Ч
а
р
л
и
“Джаз не только музыка.
..”—
гово-
рил так в действительности Чарли
Паркер или нет, в конце концов, не-
важно. Философом он уж точно не
был. Писательский азарт завел Корта-
сара в “Преследователе”, пожалуй,
слишком далеко —
философствую-
щий наркоман, пьяница и дебошир
Джонни Картер весьма симпатичен,
но насквозь литературен. Настоящий
Паркер, боюсь, подымался до таких
высот только в музыке.
Количество легенд об этом человеке
явно превышает все мыслимые преде-
лы, и сегодня разобраться в том, где
истина, а где выдумка, не так-то про-
сто. Да наверное, и не нужно. Не хо-
чется еще раз копаться в деталях его
биографии, сравнивать версии, нахо-
дить правдоподобные объяснения.
..
Пусть миф станет правдой, кто знает,
что там было на самом деле. Вот и рас-
сказ Кортасара добавил несколько яр-
ких, хотя и наверняка вымышленных
штрихов к этому портрету. Интересно
другое. И современники и потомки
все считали его гением вполне спра-
ведливо, но и те и другие почему-то
упрямо отказ [авали ему в праве оце-
нивать самого себя. Мол, играет-то он
как бог, но, вот беда какая, не всегда
соображает, что он там такое наиграл,
ну и выпендривается потом, кричит,
что ему то одно нс нравится, то другое,
требует уничтожить запись или но
крайней мере не выпускать ее в свет.
..
Странно, но почему-то широкая
публика н критики (да и джазмены в
том числе) не желают признавать, что
музыканту или его продюсеру все же
виднее, какая его запись получилась
лучше, а какая хуже. Два ярчайших
примера —
большие концерты Эл-
лингтона и записи Чарли Паркера со
струнными. Дюк. как известно, считал
оркестровые сюиты своим главным
композиторским делом, часто встре-
чал полное непонимание, но теперь-то
мы видим, как глубоко он был прав. А
вот с Пташкой до сих пор. по-моему,
не разобрались. Большинство крити-
ков упрямо именует его записи с сим-
фоническим оркестром “коммерче-
скими", “сладкими”, “примитивными”.
Однако почему же сам Паркер так гор-
дился ими и уговаривал Нормана Тран-
ца быть продюсером этих проектов?
У Чарли был, по свидетельству всех
его знакомых, не только абсолютный
слух, но безупречный и к тому же
очень современный вкус
он заслу-
шивался Стравинским, Хиндемитом.
Чарльзом Айвзом, пытался учиться у
современных академических компо-
зиторов-модерппстов (таких, как Эд-
гар Варез), а что касается джаза, то
ценил равно и Дюка Эллингтона, и
Арта Тейтума, и Ленин Тристано
главным критерием для него был лич-
ный талант и оригинальность мышле-
ния, а не стиль. Да, Пташка был глав-
ным изобретателем бибопа, но он в
любом случае был бы изобретателем
чего угодно, даже если бы не был му-
зыкантом,—
его мятущаяся натура
просто не позволяла ему копировать
что бы то ни было. И наркотики, и бе-
зумные эскапады, и бесчисленные
женщины —
все оттуда же
от неуем-
ной страсти к жизни п от желания ис-
пытать все, абсолютно все, что только
можно.
Сумасшедшая
музыка
Паркера
исходила вовсе не из стремления “из-
бавить джаз от однообразия и заиг-
ранных мотивов свинга”, как пишут
многие образованные критики (иначе
он не заслушивался бы ни Ходжесом,
ни Эрлом Хайнсом),
это было нео-
сознанное самовыражение гения, ко-
торый всю свою изломанную, раздер-
ганную, но цельную в своей непо-
следовательности натуру выплеснул
в звуках, столь же изломанных, но
не менее цельных. Бибоп Пташки
музыка сверхэмоциональная, выстра-
данная и ни в коем случае не “выстро-
енная”, как у большинства его подра-
жателей, его пьесы
это чаще всего
комок нервов, распутываемый в бе-
шеном темпе и выплескивающийся из
сломанного, существующего на по-
следнем издыхании саксофона. По у
него бывали “просветления”, когда
ему хотелось гармонии, умиротворе-
ния, ясности чувств, вот тогда-то и
родился замысел исполнить джазо-
АуяиоМагазин 5/1999
предыдущая страница 123 АудиоМагазин 1999 5 читать онлайн следующая страница 125 АудиоМагазин 1999 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст