музы ка 119
В
2 0 0 0
году исполнилось бы
8 0
лет Чарли Паркеру, джазовому гению но
прозвищу «Птица »
. Его памяти Хулио Кортасар посвятил «Преследователя
»,
свою лучшую повесть.
In
m e m o ria m
C h .
P.
г
U
p
*
I.
с
, /~ у/
г , г , г~
г
.>
!
л у /"
Ольга СКОРЬЯЩ Ы К КАЯ
РР Р у / 1 1 /^ у 1/РР*
д е с я т ь и м п р о в и з а ц и й н а т
е м у Х у л и о К о р т а с а р а
д л я А л ь т - с а к с о ф о н а и М у з ы к а л ь н о г о к р и т и к а
ступных только посвященным, в
тексте проступает жесткая осно-
ва мифа —
и призрачная зыбь
автобиографии (намек на нее в
созвучии имен Картер —
Корта-
сар). Недаром, отвечая на вопрос
о мотивах, принудивших его к
созданию "Преследователя", ав-
тор писал: “Я хотел отказаться от
всякого изобретательства и по-
смотреть на себя. А смотреть на
самого себя —
это значит видеть
человека, видеть своего ближ-
него”.
Созданный в результате этой
самоотстраняющейся
рефлек-
сии текст мифологичен и, как
подобает всякому мифу, уни-
версален. Его герои, блуждая в
поисках смысла, ведут нескон-
чаемый диалог —
их жаркие спо-
ры. их непримиримая любовь и
непрекращающееся соперниче-
ство восходят к античным пери-
петиям и перипатетикам. К исто-
риям об Аполлоне и Дионисе,
к гибельным играм Аполлона
с Марсием, к поединку Орфея с вак-
ханками — словом, к столкновению
ясных, солнечно-рациональных фор-
мообразующих сил и темных, ирраци-
ональных, побуждающих к творчеству
инстинктов. Джонни Картер —
Пре-
следователь, Бруно —
Жертва в той
вечной мистерии, что творится в вы-
полнение воли некой многоликой Си-
лы, которую в античной Греции на-
зывали демоном, а в стране Лорки —
дуэнде. Безымянная и неумолимая,
она побуждает к творчеству редкую
породу одержимых ею людей — и ох-
ваченные вечной тоской, устремляют-
ся они к недостижимой цели, все бегут
и бегут по нескончаемой тропе, пока
жертва и преследователь не меняются
местами и не падают в изнеможении,
так и не достигнув ее.
II. Конечно, в образе чернокожего
джазиста, “играющего так, как один
только Бог может играть на альт-сак-
софоне, если предположить, что на не-
бе лиры и флейты уже не в ходу”, чер-
аргентинец Хулио Кортасар рассказал
историю жизни и смерти гениального
музыканта, выведя его под именем
Джонни Картера в новелле “Преследо-
ватель". Нас не должна обмануть тща-
тельность, с которой воспроизведены
детали реальной жизни джазового му-
зыканта. Да, история Джонни, расска-
занная его другом музыкальным кри-
тиком Бруно, написана Кортасаром с
той безупречной точностью, что изоб-
личает не только руку профессионала
или чутье знатока, но и подлинную
причастность к джазовой культуре. Да,
Кортасар знает джаз до тонкостей и с
полуслова понимает его эзотерический
язык, более того, он знает джаз изнутри
и судит о нем с пристрастием исследо-
вателя и хладнокровием соучастника.
I I все же не этой погруженной в трепе-
щущую ткань подробностью сильна
новелла. И не только “весь этот джаз”
ее тема. Сквозь густую вязь аллюзий и
цитат, понятных лишь профессиона-
лам, сленговых словечек и намеков, до-
Излагая историю “Преследо-
вателя”, шедевра Кортасара, я
поддалась искушению —
быть
может чрезмерно рискованно-
му —
стилизовать ее под джазо-
вый дуэт; диалог, который ведут
персонажи новеллы, достаточ-
но условен, но все же можно раз-
личить в тексте контуры соло
альт-саксофона (па нем играет
Джонни Картер и сам Хулио
Кортасар) и аккомпанирующий
ему, а порой и спорящий с ним
рояль (я охотно исполню его
партию в четыре руки с кри-
тиком Бруно). Как это бывает
во время настоящего session,
исполнители подхватывают на
лету и развивают мысли друг
друга, а иногда играют в унисон.
Схема вступления исполните-
лей такова:
I.
Импровизация. Преследова-
тель: миф
Исп. Музыкальный критик
II.
Преследователь: история бо-
лезни
Исп. Алып-саксофон
III. Преклонение
Муз. критик и Альт-сакак/юн имеете
IV. Соло критика: полет
навстречу чему-то.
могут
V.
Соло альт-саксофона:
меняться
версии
VI. Феномен времени.
Альт-саксофон
VII. Великая иллюзия.
Муз. критик
VIII.
“ Голая правда”
Муз.критик и Алып-саксофон в унисон
IX. Богохульство.
Альт-саксофон
X.
Эпилог
все вместе
ПРЕСЛЕДОВАТЕЛЬ:
дуэт
для
Альт -саксофона и М узыкального
критика в десяти импровизациях
1.
Чарльз
Паркер, американский
джазовый саксофонист, умер в 1955 го-
ду от превысившей возможности его
организма дозы наркотика. В 1959 году
АуяиоМагазин 5/1999
предыдущая страница 120 АудиоМагазин 1999 5 читать онлайн следующая страница 122 АудиоМагазин 1999 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст