домаш ний кинотеатр ю э
ния поклонники кино идут на
всевозможные жертвы: строят
специальные затемненные по-
мещения.
покупают
дорогое
оборудование, нанимают квали-
фицированную рабочую силу,
стараются чрезмерно не увели-
чивать размер экрана - все это
с целью максимально сохранить
и правильно донести ту инфор-
мацию. что есть на носителе.
Сама идея контроля за разре-
шением не имеет последова-
тельного обсуждения в аудио-
прессе. Скажем, что такое аудио-
разрешение? Естественно, это
не ровная частотная характери-
стика, во всяком случае не толь-
ко она. Это также не только
“правильная” импульсная ха-
рактеристика. Видимо, разре-
шение в аудио, как и в видео,
определяется по нескольким ка-
налам получения информации —
в пределах кадра (пространст-
венное) и между кадрами (во
!{рсмени). Здесь более глубокие
аналогии
между
процессами
зрения н слуха могут помочь
специалистам построить некие мо-
дели, которые объяснят некоторые
феноменологические примеры, как.
скажем, наличие высокого разреше-
ния у триоди мх однотактных лампо-
вых усилителей и его снижение при
включении обратной связи. Приме-
ром высокого разрешения в акустиче-
ских системах, на моіі взгляд, могут
быть электростаты. “QUAD ESL-63”
і їли электрод
11
нам ические ленточ
11
ыс
системы типа “Magnepan 3.6”. Однако
рупорные системы всегда казались
мне лишенными разрешения ради со-
здания иллюзии “четкости" звука11.
В видео широко используется идея
01
іти м і іза ці
111
разреп ієн ия. П рої ілл юст-
рируем ее так: если тракт очень хорош,
но свойства сигнала или отсутствие ви-
деопроцессора сохраняют видимость
строк развертки, производители проек-
торов рекомендуют расфокусировать
проектор (или надеть на его объектив
специальный фильтр с растром), чтобы
в конечном итоге улучшить качество
изображения за счет уменьшения не-
приятного эффекта от его “полосатой”
структуры. Хотя разрешение при этом
объективно падает. Или, наоборот, про-
ектор может работать хуже при более
высоких частотах развертки (большем
11 Четкость
и
разрешение, естественно.
НС
одно и то
же. Четкость достигается в видсотракте за счет подъ-
ема на высших частотах в канале яркости, го есть ес-
ли разрешение первично (оно либо есть, либо его
нет), то ручка четкости указывает па субъективность
этого параметра. Ручку разрешения пока не приду-
мали.
количестве поступающей на него ин-
формации), чем при более низких. Это
определяется, в частности, диаметром
и свойствами ЭЛТ. В таком случае уд-
воитель строк может работать лучше,
чем учетверител ь.
Согласование разрешения в аудио —
это что-то вроде использования три-
одных усилителей, особенно одно-
тактных без обратной связи, с ленточ-
ными АС, а не с рупорами, как это
принято. Большинство рупорных АС,
которые я слышал, играют намного
лучше с мощными транзисторными
усилителями (если нет возможности
поставить на них мощный и хороший
ламповый), и попытка заставить их
работать с маломощными ламповыми
усилителями является одним из курь-
езов аудио, где причина перепутана со
следствием. Производятся никуда не-
годные усилители, и мотом им пы-
таются найти применение (хотя бы с
высокочувствительными АС)12. Мне
кажется, аудиоинженерам было бы по-
лезно изучить процедуру калибровки
передачи градаций серого у видеоди-
сплеев. При этом на разных уровнях
сигнала -
от самых слабых до самых
сильных —
стараются сохранить ней-
тральный серый цвет. Чувствитель-
ность, измеренная на одном уровне
громкости, абсолютно нс подходит
12
Отдельной темой может быть параметр чувстви-
тельности, и то. как он измеряется,— еще одна тема в
аудио, где эксплуатируется необразованность боль-
шинства слу шателей.
для описания свойств системы.
Она должна быть измерена
на разных уровнях громкости
ирп сохранении ровной ча-
стотной характеристики.Толь-
ко тогда этот параметр имеет
смысл.
Между разрешением (мик-
родинамика —
одна из состав-
ных частей этого параметра)
и динамикой (макро-) суще-
ствует
вза
11
моискл ючающая
связь. Жертвуя одним —
при-
обретаешь другое. В видео
это противоречие между ярко-
стью (световым потоком) и
разрешением. В аудио —
меж-
ду микро- и макродинамикой.
Очень странно, когда вещи,
сделанные для
одного,
ис-
пользуются для другого. На-
чиная с определенного цено-
вого уровня,
преимущества
транзисторных
у с и л
11
тел е й,
изначально рассчитанных на
звуковоспроизведение с боль-
шой
громкостью,
исчезают.
Поэтому присутствие их в си-
стемах, претендующих на аб-
солют качества,- абсурд. Этот абсурд
существует уже много лет и существу-
ет только по одной причине —
никто
не сформулировал критерии, благода-
ря которым ои стал бы очевиден.
Понятно, скажем, что разрешение
системы —
э го объективный параметр,
а ее тональная окраска —
субъектив-
ный. Тогда все забыли бы о преслову-
том транзисторном “басе” и обратили
бы внимание на то, что лампы звучат
прозрачнее, что для того, чтобы до-
биться “баса”, стоит потратить больше
денег, получив его на более качествен-
но сделанном ламповом усилителе, а
не на хорошо отреклампровалиом
транзисторном. Здесь я подхожу к
концу и передаю полномочия специа-
листам. Системный подход предпола-
гает также систематизированные зна-
ния: я приглашаю специалистов из
всех смежных областей13 к дискуссии,
к обсуждению общего для нас пред-
мета
воссоздания божественной му-
зыки в далеких от совершенства уело
ВИ ЯХ,
Для закрепления материала предла-
гаю домашнее задание: нужно отве-
тить на вопрос, почему никто не будет
смотреть кино “по ящику”, купленно-
му даже в 70-е годы, а любителей по-
копаться в “радиопомойках" пятиде-
сяти.''істней давности остается все еще
немало? ^
13
Думаю, среди читателей "Д.\Г таких много, и от-
дельные компоненты днанин должны быть сведены
в одну систему
все как у нас в ЬідЬ сіні.
Аудио Магазин 5/1999
предыдущая страница 110 АудиоМагазин 1999 5 читать онлайн следующая страница 112 АудиоМагазин 1999 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст