домашним кинотеатр Ю7
и ЛС, разрабатываемые в безэховых
камерах, должны работать как мини-
мум в предсказуемо, а желательно в
равномерно заглушенных помещени-
ях’. В этом я, кстати, еще раз убедился
во время недавнего посещения Аку-
стического института в Москве.
Ma протяжении многих лет остава-
лась нерешенной проблема карди-
нальных различии между условиями
звукозаписи в студиях и условия-
ми воспроизведения в “среднестати-
стическом” случае. Сейчас мы вплот-
ную подошли к серьезным успехам в
этой области, можно даже сказать, что
XXI век для аудио начался на год-два
раньше: компании типа “SigTech",
“TACT”, “Accuphase” и, совсем неда-
вно, “Perpetual Technologies” реали-
зовали возможность “предсказуемых
условий воспроизведения” (предска-
зуемость основана на следовании не-
которой системе критериев, из кото-
рых пользователь может “выбрать" се-
бе более звонкую комнату, например
для рок-музыки, или более заглушен-
ную —
.для классической) п соответст-
вующей предкоррекцип аудиозаписей
с целью соответствия заранее опреде-
ленным условиям воспроизведения.
Перечислив отдельные компоненты
видео- и аудиосистем, следует перей-
ти к обсуждению системной интегра-
ции п оптимизации. Возможности ви-
деотехники здесь неизмеримо больше,
чем у аудио, что является следствием
необходимости послезаводских вме-
шательств в работу аппаратуры, в це-
лом более сложной. В начале 50-х го-
дов первые цветные телевизоры были,
так сказать, fixed devices, то есть без
каких-либо
регулировок
(яркости,
контрастности, параметров работы цве-
товых декодеров и тому подобного).
Однако невозможность производства
люминофоров с предсказуемыми и
повторяемыми свойствами4, недостат-
ки электроники, а также выявившиеся
недостатки (мягко говоря) условий
просмотра телепередач (яркий свет,
неправильное расстояние до экрана и
проч.) заставили разработчиков выне-
сти основные ручки настройки на пе-
реднюю панель. Явно не желающим
обеспечить доступ широким слоям
трудящихся к достаточно сложной
технологии, разработчикам NTSC не
оставалось другого выхода, кроме как
позволить пользователям адаптиро-
вать качество изображения к услови-
3 Хогя бы виртуально, с помощью специальных про-
цессором, борющихся с отражениями внутри поме-
щения.
1
Отсюда шутка: аббревиатура NTSC расшифровы-
валась как “Never twice the santé color”, то есть "каж-
дый телевизор дает спой цвет".
ям просмотра и характеру программно-
го материала. При этом настоятельно
рекомендуется руководствоваться же-
сткими
стандартами
телевидения
NTSC3. Известный гуру видеостан-
дартов и качества видеоизображения
Джо Кейн писал в журнале "Wide-
screen Review”6: “Мы слишком далеки
от того, чтобы даже попытаться недо-
оценить то обстоятельство, что каче-
ственное видео недоступно в варианте
«воткнул и забыл». Как бы ни пыта-
лись производители массовой техни-
ки, исходя из своих интересов, убе-
дить вас в обратном, так не бывает.
..
Чтобы получить наивысшее качество
из любых форматов нужен не только
хороший источник и правильно отка-
либрованная система отображения.
Среда, в которой происходит показ,
важна так же, как и электронные ком-
поненты”. Звучит знакомо, не так ли?
Далее идет интересное замечание:
“Большинство людей не обладает аб-
солютным восприятием тончайших
оттенков цвета. Это справедливо и
для слуха. У очень незначительного
процента людей абсолютный слух.
В то же время подавляющее большин-
ство слушателей без труда определя-
ют незначительные различия между
источниками звука или изображения
в среде, где эти различия можно легко
сравнить. Если поместить два предме-
та. слегка отличающихся по цвету,
близко друг к другу, то большинство
людей легко заметят разницу оттен-
ков. Если же два объекта отдале-
ны друг от друга на расстояние, боль-
шее, чем угол обзора, то для обычного
человека определить разницу между
ними будет очень трудно до тех нор,
пока он нс будет иметь возможность
сделать поправку на среду, в которой
он находится (например, обеспечив
стандартные условия просмотра: осве-
щение, расстояние до экрана и т. д.).
Восприятие цвета объекта зависит от
среды, в которой находится объект.
Например, если я надену сине-зеле-
ную рубашку с зеленой курткой, ру-
башка покажется синей, если я поме-
няю цвет куртки на синий, рубашка
покажется зеленой. Цвет рубашки не
поменялся, поменялась окружающая
ее среда, а вместе с ней и наше воспри-
ятие цвета этой рубашки”.
Если сопоставить цвет с тембром
(окраской) музыки, то жаркие споры о
том, что “играет”, а что нет, могут быть
вызваны разными условиями прослу-
’* National Television Standards Commitee, принят для
цветного изображения и 1953 году, но только к нача-
лу 9()-х технология позволила правильно его реали-
зовать.
г>
Выпуск "Imaging' Science Theatre 2000". р. 63.
питания, и без контроля за этими ус-
ловиями определить, кто прав, не-
возможно. Это пя тый вывод. О каком
контроле идет речь? В видео —
это
концепция н калибровка серого цве-
та7. В этой статье можно только упо-
мянуть, что существуют источники
стандартного
излучения,
имеющие
цветовую температуру 6500 К, и они
используются для всякого рода срав-
нений и измерений. В отделке ком-
наты просмотра желательно исполь-
зовать серый цвет. Плюс, конечно,
максимально возможное затемнение.
Аналогично, в аудио должен быть ка-
кой-то источник постороннего звука,
принятый за эталон (например, шум
воды в ванной малогабаритной квар-
тиры —
мы почти все живем в таких
одинаковых и предсказуемых услови-
ях), и максимально возможное и ров-
ное заглушение комнаты. Это вывод
шестой. Тест-диски содержат разного
рода сигналы, но их нельзя абстраги-
ровать от системы воспроизведения и
от помещения, в котором это воспро-
изведение происходит. На практике
тестовые диски не могут использо-
ваться для оценки среды, в которой
работает система.
Пожалуй, на данный момент корен-
ным отличием аудио от видео является
то, что в видео есть не только стандарты
записи, передачи и воспроизведения
сигнала, но н способы к ним прибли-
зиться. Такие параметры, как уровень
черного (
ср.
яркость), уровень белого
(
ср
. контрастность), линейность гра-
даций серого, разрешение, параметры
декодеров, четкость, могут настраи-
ваться в зависимости от среды, в ко-
торой расположен дисплей, от рас-
стояния до него, возможностей элек-
троники8, от свойств отображающих
устройств6, а также исходя из свойств
источника изображения и носителя.
Возможность настройки этих параме-
тров ведет к гораздо более высокому
качеству изображения. В отличие от
аудио, видеоразрешение может быть
измерено непосредственно и, являясь
основным приоритетом для high end
video, максимально сохранено на про-
тяжении всего тракта. В видео сущест-
вуют способы даже экономить с разре-
шением: разрешение в канале яркости
в два раза выше, чем в каналах цветно-
сти10. Ради сохранения этого разреше-
7 И видео - это 6500 К, н кино
5500 К. для компью-
теров используется 5-100 К.
й Имеются и виду блоки питания, скорости разверт-
ки. всякого рода автоматические функции и тому
подобное.
Фокусировка пучка у ЭЛ Т и послесвечения, свой-
ства ламп у ІХТТ п ІЛ.Р-ііроекторон и так далее.
10
Такой подход основан на способности глаза реаги-
ровать на летали в меныией степени, чем на цвет.
АупиоМагазин 5/1999
предыдущая страница 108 АудиоМагазин 1999 5 читать онлайн следующая страница 110 АудиоМагазин 1999 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст