98
автосалон
именно так и получилось в “Максиме”.
Акустические расстояния от источни-
ка сигнала до ушей слушателя разли-
чаются в полосах всего на 2-3 см
меньше 0.1 мс, если перевести рассто-
яние во время задержки. В общем, не
так важно, что же имело большее зна-
чение —
особенности устройства сало-
на “Максимы”, удача или мастерство
установщиков. Важен результат.
ше похожа на траекторию движения
пьяного кузнечика, чем на прямую ли-
нию, то звучание едва ли будет хоро-
шим. Результаты измерений ЛЧХ но
звуковому давлению в салоне “Макси-
мы" показаны на рис. 3.
Единственное,
может
звать насторожен-
ность “объективи-
ста”,—
это волне-
ние АЧХ на сред-
ч то
Одно движение ключом
зажигания — и головное устройство
закрыто металлической шторкой
пился ее характер. Это позволяет пред-
положить, что причиной искажений
АЧХ являются стоячие волны, возни-
кающие в салоне. Дело в том, что при-
нято (и я этой традиции придержива-
юсь) измерять АЧХ I! пустом салоне, то
есть без слушателя. А присутствие слу-
шателя (точнее
тела человека) за-
метно влияет на интерференционную
картину, он является дополнительным
поглотителем. В присутствии человека
заметно уменьшаются искажения АЧХ.
вызываемые нереотраженнем волн в
салоне, но возникают дифракционные
искажения. Там, где раньше распола-
гался микрофон, теперь оказывается
голова слушателя. Дифракция сигна-
лов на этой голове не позволяет кор-
ректно измерить ЛЧХ акустической си-
стемы. Напрашивается решение. Если
существует искусственная голова для
акустических измерений, то почему бы
не быть искусственному телу без голо-
вы? Но подходящего готового тела не
нашлось, вопрос остался нерешенным.
Как. впрочем, и множество другах во-
просов. Нельзя охватить все сразу.
Только громкоговорителями тема
“музыка в автомобиле" не исчерпыва-
ется. Существуют источники сигналов
и усилители. В этой “Максиме” уста-
новлено головное устройство, усили-
тели и 12-дисковый чейнджер.
Менять в нем можно только диски,
настраивать вовсе нечего, решает-
ся только одна задача — куда его по-
ставить.
Традиционное
место
для
чейнджера
это багажник. Выбор по-
нятен —
в багажнике просторно. Но
кроме нежного электронно-механиче-
ского
прибора,
каковым
является
чейнджер, в багажнике еще много чего
может оказаться. Чтобы такое сосед-
Однако равенство акустических рас-
стояний от слушателя до головок —
это необходимое, но не достаточное
условие.
Расстояния-то равны,
но
звук получился не радующий. Высо-
кочастотные составляющие не зазву-
чали. Что делать?
Трудно что-то менять, если менять
нечего. Но установщики проявили чи-
сто российскую находчивость и на-
шли выход. Если нельзя изменить по-
ложение головки и разделительный
фильтр, то почему бы не заменить
головку. И подобран» в конце концов
ВЧ-головку, которая вписалась в сло-
жившийся расклад. Ею оказалась го-
ловка “Boston Neo5”.
Результаты трудов установщиков
можно оценивать ио-разному: можно
измерять, можно слушать. Попятно,
что звучание важнее, чем проценты-
вольты-децибелы. Но если АЧХ боль-
иих частотах и спад па мнд-басе. Что
есть —
то есть. Но очень любопытно,
откуда же берется неравномерность и
как она проявляется на слух. Первый
шаг —
сместить немного микрофон и
посмотреть, что получится (см. рис. 3).
Неравномерность осталась, но изме-
SPL.
дБ
100
=3
»■J
90
’ К
\
4 |
0
>
.
80
\
f*
1
70
100 200
1000 2 к
Рис. 3. Амплитудно-частотные
характеристики по звуковому
давлению в салоне машины.
Расстояние между точками
измерения равно 10 см
АупиоМагазин 5/1999
предыдущая страница 99 АудиоМагазин 1999 5 читать онлайн следующая страница 101 АудиоМагазин 1999 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст