92
м узы ка
рая на электрогитаре, был техасец
Ти-Боун
Уокер.
Записи Ти-Боуи
Уокера с конца 40-х представляют
аккуратные гитарные соло „по нотке“
под аккомпанемент оркестра. Мадди
Уотерс (это прозвище —
„грязные ру-
чьи“—
он, видимо, получил за то, что
в детстве любил плескаться в весен-
них лужах) едва, і и ни первым понял,
что электрогитара - инструмент уже
со своими законами и чистота звука
ему не нужна. От начала своего су-
ществования блюз не любил чистый
звук. Еще бы —
блюзмепы музыкаль-
ные колледжи не посещали, а первые
свои „инструменты“ делали из того,
что на ферме жалко выбросить, натя-
гивая оставшийся кусок проволоки
на доску, вбитую в сигарный ящик.
Слайд - лучший пример искажения
гитарного звука. А играли па трубе —
так с сурдиной! Из
фортепьяно извлекался дребезжащий звук, который нс
прошел бы в филармонии, но был очень уместен в борделе
(хороший выход из положения, когда не поймешь, куда по-
сле вчерашнего делся камертон). Если акустическому
блюзу изначально был по сердцу этот эффект, который те-
перь называют „днеторшн“ ((Іі.чюпіоп,
англ —
искажения),
то уж когда появилось электричество, блюзмены первыми
поняли что делать.
А Мадди понял первым из первых. Его слайдовая игра
на электрической гитаре с перегруженным усилителем
наполнялась и мощью звука, и теплом чувства. Он обрел
творческую зрелость, когда ему было за тридцать, он пере-
менил дом, семью и весь образ жизни. Он пел блюзы в тра-
вер, где на заводах всегда требова-
лись сильные руки, давно, с XIX ве-
ка, текла река черной миграции. По
в годы войны и послевоенного про-
мышленного бума река преврати-
лась в потоп: мигрировали десятки
тысяч. Вчерашние крестьяне труди-
лись на „черных“ работах сталели-
тейных и автомобильных заводов.
Труд изматывал и приносил гроши.
Но и душу отвести стоило недорого.
„Я помню, как на каждой улице в ра-
бочих районах вечером был открыт
свой кабачок. Двери настежь —
и из
них раздавался гул толпы и звуки
блюза. Я отправлялся послушать
Мадди Уотерса, и останавливался по
пути, потому что нс мог пройти ми-
мо Хаулин Вулфа или Джимми Ри-
да. А были еще ребята, которых никто
не вспомнит теперь, потому что они не оставили пласти-
нок, но играли они —
дай Бог“,—
вспоминает в своей авто-
биографии Бадди Гай, звезда блюза 90-х годов.
У Мадди Уотерса было немало друзей-конкурен гов, ос-
паривавших его лидерство. Но с течением времени его
титул „отца чикагского блюза“ стал общепризнанным.
Быть может, потому, что главным инструментом Мадди
Уотерса была не его уникальная гитара, а весь его блюз-
бенд. Звучание группы, общий драйв были для него важ-
нее единоличного господства солиста. Через группу Мадди
Уотерса как через своеобразный блюзовый университет
прошли десятки музыкантов: Литл Уолтер. Джимми Род-
жерс, Джуниор Уэллс, Бадди Гай, Пайнтоп Перкинс.
..
Эти „выпускники“ были звездами жанра в 50 60-х, а не-
Лонни Джонсон.
Универсал всех блюзовых стилей
Диддли. звезды раннего рок-н-ролла, тоже начинали в
этих стенах. Новый электрический блюз вошел в историю
как „саунд Чесс“; он оказал основополагающее влияние на
дальнейшее развитие не только блюза, но и мировой попу-
лярной музыки вообще.
Электрогитара, то есть гитара с электрическим микро-
фоном и усилителем, использовалась танцевальными ор-
кестрами аж с 20-х годов. Мадди Уотерс не был первым
блюзмеиом, взявшим в руки электрическую гитару, хотя
играл на ней с 1944 года. Первым, кто добился успеха, иг-
дициях своей родины, зачастую те же мелодии, которые
записал когда-то для Ломакса,
и эти записи хранились
в Библиотеке Конгресса США как образец народного
искусства. Но что-то в корне изменилось. Электричество
и тяжелый ритм придали им нечто, созвучное рабочему
городу. Здесь стоит отметить, что городской блюз сущест-
вовал в Чикаго и до эпохи электричества. Но образовав-
шееся в Чикаго миссиснпское землячество своим новым
мощным блюзом просто смело его со сцены.
Этим блюзам не приходилось искать слушателей —
их
было много в Чикаго, тех, кто жил новой жизнью, но гру-
стил по родине. С сельскохозяйственного Юга, где любая
работа казалась подарком судьбы, на индустриальный Се-
Слева: Хаулин Вульф
Справа: Пол Баттерфилд и Клифтон Шенье
АулиоМ агазии 4 /19 99
предыдущая страница 93 АудиоМагазин 1999 4 читать онлайн следующая страница 95 АудиоМагазин 1999 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст