м узы ка
9i
Владимир ЕЛБАЕВ, Андрей ЕВДОКИМОВ
Слева: два поколения блюзменов. Стиви Рэй Воэн,
Альберт Кинг и другие перед концертом в Мемфисе
Справа: Эрик Клэнтон
р
о
д
о
м
и
з
Д
е
л
ь
т
ы
Окончание. Начало см. в
AM “ № 3 (26) 99
Это был 1947 гол. Впервые он записывался с электроги-
тарой, по, видно, час еще не пробил. Чтобы не звучать, как
„деревенщина“, он не пользовался слайдом, и гитарные ак-
корды под аккомпанемент рояля Саинилэнда Слима звуча-
ли неплохо, по обыкновенно
как довоенный чикагский
блюз. В следующий раз, благодаря новому счастливому
стечению обстоятельств, Мадди попал в студию „Чесе" в
феврале 1948 года. Слайд был при нем, и он нс собирался
скрывать, где родился. Он пел: „Я отправляюсь обратно на
Юг н больше не вернусь. Но не бу-
дет мне покоя, ждут меня беды и
сомнения“. В песне „Не будет мне
покоя" был пружинящий ритм го-
рода, тревожный звук электрослай-
да и слова об утраченном доме, а
вместе с ним - и мире в душе. „Что
он там поет? Я не могу попять, что
он ноет?“- повторял Леонард Чесе
на протяжении всей сессии. Пла-
стинку выпустили на всякий слу-
чай —
не выбрасывать же запись.
Первый тираж разошелся за пол-
дня. Поутру Мадди отправился ку-
пить пластинку и узнал, что боль-
ше одной в руки не отпускают. Он
говорил: „Да здесь даже на облож-
ке —
мое имя“. Одноглазый владе-
лен магазина прекрасно знал его, но Мадди пришлось вер-
нуться домой с одной пластинкой и послать Анну Мэй за
второй. Его земляки в городе прекрасно поняли, „что он
там ноет". II Мадди Уотерс продолжал записываться на
„Чесс“ еще четверть века, вплоть до развала фирмы.
В момент его первого появления студия не имела свое-
го четкого музыкального направления. Фирма, образован-
ная чешскими братьями-эмигрантамн еврейской крови,
работала в области развлечений для афроамериканцев:
бары, клубы, концерты. Чез —
то ли фамилию, то ли про-
звище, они переменили на Чесс, что по-английски значит
„шахматы“. Когда открыли собственную фирму звукоза-
ииси, первые пластинки были эстрадно-джазовыми. Успех
Мадди Уотерса указал Чессам наиболее выгодное направ-
ление. В 50-х „Чесс“ уже стянули к себе лучшие силы
блюза. А организатором этого процесса стал Уилли Дик-
сон. тоже выходец из Дельты,—
огромный человек разно-
образных блюзовых талан-
тов и уникальной судьбы.
Контрабасист
и
певец,
композитор, аранжиров
щик и поэт
именно он
сочинил две трети не
сен, которые се-
годня называют „неста-
реющими стандартами чикагского
блюза". При его непосредственном
участии в той или иной роли сдела-
ны записи, признанные ныне клас-
сикой жанра. На „Чесс“ вышли
лучшие песни мастера „атакующе-
го“ электрослайда Элмора Джеймса и виртуоза блюзовой
губной гармоники Литл Уолтера. Чтобы записываться
здесь, из Мемфиса приехал грозный неукротимый Хаулин
Вулф. Волею судьбы разные контрактные неприятности
привели сюда же Сании Боя Унллья.мсона-второго. кото-
рому уже принесли славу его средневолновые радиокон-
церты „Кинг Бискуит Тайм". Когда на „Чесс“ стали выхо-
дить пластинки Джона Ли Хукера, тогдашнего бугимсна
помер один, а ныне патриарха блюза, стало ясно, что здесь
собрались все сливки блюза. В 1950 году на „Чесс“ вышла
запись Джеки Бренстона „Ракета 88“, которую специали-
сты считают первым рок-н-роллом. Чак Берри н Бо
А упиоМ агазин 4 /19 99
предыдущая страница 92 АудиоМагазин 1999 4 читать онлайн следующая страница 94 АудиоМагазин 1999 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст