82
музыка
Когда у меня есть проект произведе-
ния, то первая ею фаза очень часто
<...> долее интуитивна, чем конст-
руктивна. Я представляю cede музыку
такой, как она звучит. В то же время
я обнаруживаю в себе неприязнь к
этой „наивной“ форме произведения.
Запись идеи моей музыки является
лишь первым шагом
Идеи прихо-
дят ко мне достаточно легко <.
..> я
также могу очень легко их зафиксиро-
вать. Но на эту „жвачку" уходит ме-
сяц, а шестеренки пока еще не сцепля-
ются. Это означает вот что: в эту
интуитивную музыку, которая воз-
никла во мне <.
..> которая вся — в
мгновенных ощущениях, необходимо
добавить нечто очень важное,— а
именно, найти закон, пропорции, про-
цесс, которые я не должен или же не
могу сформулировать словами,— то,
что будет жить внутри музыки.
Это самое честное из известных мне
описаний творческого процесса. Одно
уточнение. „Неприязнь к наивной
форме“ il „необходимость найти за-
кон" суть одно н то же: восстание про-
тив собственного медиумизма, против
того, чтобы оказаться всего лишь пе-
редатчиком. Это очень католическая,
действенная практика переработки
манны небесной2.
Я жду момента, когда вдруг почув-
ствую, что шестеренки сцеплены и ме-
ханизм музыкальной формы запущен
(механизм
это неточный термин,
поскольку в моей музыке нет
<...>
ме-
ханического, она <„.> „биологична/
животно“). Когда я сочиняю, этот мо-
мент для меня решающий.
Ерофеевский
эпиграф
обобщает
сказанное в манере, более привычной
гуманитарию и более далекой от слег-
ка наукообразных выражений компо-
зитора. Не забудем, что он принадле-
жит к Народу Книги, для которого
Слово —
это всё. 13 том числе дух и
буква хромосом грядущего, что песту-
ет Дьёрдь Лигети.
Спасибо В. Петряевскому
за предоставленный перевод
M en de lssoh n
Le songe d ’ une n u it d ’ é té
М ендельсон
Сон в л е тню ю ночь
Chamber Orchestra of Europe
Arnold Schönberg Chor
Николаус Арнонкур
-
Высказывании Александра Кнанфелм (интернмос
ним см. и следующем номере .
.AM“) проникнуты
противоположным ощущением долга
нравослав*
ным ожиданием благодати.
sonee
Nikolaus
О Н!
Звук: Хельмут Мюле,
Михаэль Браман
Teldec 9 0 3 1 -7 4 8 8 2 -9
77:55 (+ к а н т а т а „П ервая
В а л ь п у р ги е ва н очь “)
1996год
A M id su m m e r
N ig h t’ s D ream
Orchestra
of the Eighteenth
Century
Gulbenkian Choir
Франс Брюгген
Звук:
Д и к
ван Схуппен, Герд Берг, Сиуверт
Ферстер
T lw G ra n d Tiiur/G tossa M u sic G S D 9 2 1 1 0 1
■13:39
1997 год
и маршем для загса, а часто играют це-
ликом всю или почти всю сюиту из
одиннадцати номеров, этакий роман-
тический иоп-парад. Добрались до не-
го и большие аутентиеты со своими
оркестрами. Наш эксперимент нельзя
назвать вполне чистым. Из трех орке-
стров лишь два
оркестры старин-
ных инструментов. Но Николаус Ар-
нонкур, дирижирующий третьим, дав-
но приучил своих Поклонников, что
ему все равно, скрипки и дудки какого
времени сидят перед ним.
Прочие ус-
ловия
тоже
не очень рав-
ные.
Херевег
записал
Som-
mernachtstraum
в
студии.
За-
писи Арнонкура
и
Брюггена
живые,
причем
сделаны во время
полусценических
постановок
соот-
ветственно в Зальц-
бурге и Амстердаме.
( В последние годы эта
практика широко распространилась
в Европе: пространство концертного
зала используется как сцена, в роли
декораций выступают свет и вндео-
проскцпя, певцы и исполнители раз-
говорных ролей —
более-менее в гриме
и костюмах
более-менее актерству-
ют. Дирижер со своим оркестром и хо-
ром ведет проект, в выборе солистов
он свободнее, чем в оперном театре,
и
что, может быть, самое важное
участники не просто играют
на
театре,
но играют
в
театр3.)
Ein S o m m e rn a ch tstra u m
Orchestre des Champs
Elysees
La Chapelle Royale, Collegium Vocale
Филипп Херевег
Звук: Жан-Марсьяль Голаз
harmonie mundi s.a. НМС 901502
9 3:17 ( ‘ у в е р т ю р а „Гебриды, и л и Ф и ш а л о в а
п е щ е р а “)
1993 год
Современные дирижеры очень лю-
бят музыку Мендельсона к комедии
Шекспира „Сон в летнюю ночь“. Они
не ограничиваются увертюрой, скерцо
Тем не менее сравнивать можно. Вот
только озадачивает первый же вопрос,
возникающий перед лицом трех ис-
полнений: что, собственно, мы хотим
слушать. Будет ли главным именно
Мендельсон, или он станет звукочув-
ствительным слоем для проявки ди-
рижерских манер и, главное, оркест-
ровой „кухни“? Во втором случае мы
уподобимся тому типу меломана —
бе-
зусловно порочному,- который ждет
хитов, шлягеров и просто излюблен-
ных мест. Но ведь нельзя отрицать,
что такой тип давно уже сформирован
и развращен музыкальной индустри-
ей: стало быть, само наличие несколь-
ких исполнений переключает наше
внимание. Вместе, а затем и вместо
„исполнитель —
музыка“ мы имеем
„исполнитель-1
исполнитель-?“. А
' Классический образец
„Волшебная флейта“ пол
управлением Джона Элиота Гардинера в зале
Сопссгі£еІмш\\~.
АуяиоМ агазин 4 /1 9 9 9
предыдущая страница 83 АудиоМагазин 1999 4 читать онлайн следующая страница 85 АудиоМагазин 1999 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст