музыка
si
Вавилонская
j * J
«
------------
-------------------------
---------------------------------------------------------------------------
Авторская рубрика Бориса Филановекого
Boulez c o n d u c ts L ig e ti
C o n c e rto s
fo r
c e llo ,
v io lin ,
piano
Булез д и р и ж и р у е т Л и ге ти
К о н ц е р ты
д л я
в и о л о н ч е л и ,
с кр и п ки , ф ортепьяно
Жан-Глан Кейра
Сашко Гаврилофф
Пьер-Лоран Эмар
Ensemble InterContemporain
Звук: Карл-Август Неглер, Кристиан Ганш,
Хельмут Бурк и др.
D eutsche G m m m o p h u n G m b H 4 3 9 SO S-2
67:10
1994 m ù
Мне как феномену присущ самовоз-
растающий логос.
Венедикт Ерофеев.
Москва - Петушки
Предлагаемый
диск
несомнен-
но принадлежит к лучшему, что дало
искусство нашего века - и компози-
торское, и исполнительское. Лигети
сегодня можно назвать последним
классицистом. Он пришел к идеалу
классического искусства: его формы,
замкнутые, спрессованные во времени
и пространстве, по-бетховенски выве-
дены из собственных составных ча-
стей. Атомарное сознание преодолева-
ет самое себя. Мельчайшие урмотивы
вытягиваются у Лигети в длинные це-
ни, сцепляются: дезоксирибонуклеи-
новая музыка, ДНК смыслов. Про-
тяженность частей в трех концертах
колеблется от четырех до восьми ми-
нут. Эго весьма важный показатель
насколько длительна та часть нашей
жизни, на которую композитор пре-
тендует. Лигети в этом отношении
подчеркнуто скромен. Вряд ли это
принципиальная, декларативная по-
зиция
как. например, противопо-
ложная ей у Карлхайнца Штокхаузе-
на: „Нужно строить крупные формы,
которых никто до вас не пробовал
строить, и вы сами не пробовали“.
Поздняя музыка Лигети (в отличие
от его более ранних микрополифони-
ческих сочинений) не ставит пробле-
мы интерпретации. В ней есть гигант-
ские чисто технические трудности. Во
всяком случае пианист и скрипач (Ви-
олончельный концерт - скорей
апти-
концерт, плодотворное разрушение
виртуозных стереотипов) в предлагае-
мой записи именно трудятся в ноте
лица. Подобная трудность —
это, так
сказать, овеществленное напряжение
композиционного процесса.
Чтобы
звучало так же насыщенно, плотно н
бескомпромиссно, как автору
писа-
лось,
текст помещен на ту грань
сложности, где исполнительское на-
пряжение прямо является натяжени-
ем формы. Это относится и к партии
оркестра (вернее, большого ансамб-
ля —
оркестр
как институт
не может
досягнуть требуемой подвііжностн).
Истинная проблема этой музыки: в
живой концертной ситуации она мо-
жет существовать за счет некоего ав-
томатизма исполнительского поведе-
ния - только он может позволить „со-
брать" сочинение не в студии за день.
а прилюдно и мгновенно. Отдельные
фигуры как бы противятся течению
целого, выпирают из него,- но ведь
в этом и заключен художественный
эффект, напоминающий, например,
формообразование Гайдна. Платой за
live show будет, видимо, потеря свеже-
сти интонирования1. Пожалуй, такая
дилемма чувствуется и в несколько
прилизанной записи Ансамбля Ин-
терконтемпорэн. Хотя для подобного
репертуара трудно найти лучшего ди-
рижера, чем композитор Булез.
Теперь пусть сам Лигети скажет о
себе.
• ,')тс> было .заметно и поралителмюм по легкости ис-
полнении Ф ортеньяIIнот концерта Ансамблем
„Модерн" и У:».
1
и Пигстом и 1990 году и Петербурге.
Эти музыканты записали Фортепьянный концерт
имеете с Камерным концертом на диск „Sony
Classical“.
Желающему сочинять „для кого-ни-
будь" следовало бы отказаться от
композиции и заняться функциональ-
ной или поп-музыкой. Композиция -
нечто совершенно отличное от фабри-
кования успеха. Но если для кого-то
важно исследование некоторых обра-
зований, некоторых комплексов
<...>
посредством звучащих знаков, неза-
висимо от знания того, нужно это или
нет,—
тогда занимаются компози-
цией.
Обычная риторика: вроде бы не
принимая во внимание слушателя,
Лигети, конечно, переоценивает его.
Поздний стиль композитора, ком-
плексное, сложносоставное и в то же
время ясное музыкальное письмо
это. в сущности, письмо не слушате-
лю. а гипотетическим наследным со-
чинителям, их неумышленное клони-
рование.
Для меня нет никаких абстракций.
Я не принимаю участия ни в каких ре-
флексивных процессах, методах мыш-
ления
— эти рефлексии мгновенно
включаются в мою музыкальную кон-
цепцию. Конструктивный элемент не
сокрыт, он присутствует постоянно,
не становясь никогда абстрактным,
но всегда — мыслимый вместе с фено-
меном звука.
Именно это присутствие расчета в
слышимом, расчет, выведенный на по-
верхность восприятия, и делает сочи-
нения Лигети концертами. Собствен-
но, соревнуются в них: потребность
обнажить прием (в роли солиста,
узурпатора формальной правды) -
и
необходимость „вписать“ прием, упа-
ковать его в тело опуса (в роли оркест-
ра остального сущего).
Сознательное
и
бессознательное
взаимно проникают друг в друга. В по-
следние годы я много работаю
с
фор-
мальными полиритмическими
<...>
по-
строениями и совершенно сознательно
ввожу больше расчетов, однако очень
простых (рудиментарные арифмети-
ческие и геометрические действия).
Рудиментарные —
ведь и означает
„те,
которые
можно
почти
услы-
шать".
..
А улиоМ агазин 4 /1 9 9 9
предыдущая страница 82 АудиоМагазин 1999 4 читать онлайн следующая страница 84 АудиоМагазин 1999 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст