аналоговых устройствах, изучено до-
статочно хорошо, хотя и не исчерпы-
вающе. А что делать с „цифровыми"
искажениями? К примеру, с искаже-
ниями, возникающими при компрес-
сии аудиоданных в мнни-дисковоп
аппаратуре?
Измерить-то искажения измерим, а
сказать - нечего. Читатели, знакомые
с компрессией аудиоданных, знают,
что для обработки сигнал „нарезается
на кусочки“. Длительность таких ку-
сочков составляет обычно несколько
десятков миллисекунд. Аппарат оце-
нивает спектр фрагмента, выделяет
основные спектральные составляю-
щие. вычисляет порог маскирования и
выбрасывает данные, которые оказа-
лись ниже этого порога.
Если начать запись на пару милли-
секунд раньше или позже, то изме-
нится спектр каждого кусочка, изме-
нятся пороги маскирования, и выбро-
шены будут уже другие данные. То
есть результат компрессии зависит от
времени начала обработки. Как же
оценивать искажения сигнала, если
они изменяются?
Но миии-дисковая аппаратура су-
ществует, продается, попадает на ис-
пытания, ее тоже нужно тестировать,
описывать и оценивать. На этот раз
новая технология представлена ап-
паратом „Опкуо ЕЯ-Уб". Это СО-
-МЭ-реснвер: тюнер + проигрыватель
компакт-дисков + мини-дисковый ре-
кордер + усилитель!
II писателю и читателю полезно
знать, что сегодня нет исчерпываю-
щей
численной модели слухового
восприятия, а есть статистика. Стати-
стика —
наука точная, но есть в этой
точности одна особенность. После
усреднения все выглядит красиво и
складно. Однако каждый конкретный
человек (слушатель, покупатель) от-
личается от среднего. I I пользоваться
аппаратом будет не некий абстракт-
ный средний слушатель, а вполне
конкретный. По статистике, метро,
например,— самый безопасный вид
транспорта. 11о попробуйте это объяс-
нить тем конкретным людям, на кото-
рых рухнула крыша вестибюля одной
из питерских станций.
..
Давайте попробуем разобраться, в
чем же различие между усредненным
и просто слушателем.
Представьте себе некий аппарат,
который умеет вносить определен-
ные искажения. Проводим прослу-
шивания.
При
некотором
уровне
искажений 95% слушателей их заме-
тили. Ясное дело, искажения выше
порога заметности. Повернем ручку,
уменьшим искажения. Теперь заме-
испытательный стенд
тз
чают непорядок только 15% слуша-
телей. Много это или мало? Такой
результат можно интерпретировать
как случайность. Ну показалось им, и
все тут.
В
качестве
порога
используют
обычно величину 75%. Считается, ес-
ли 75% слушателей что-то заметили,
то безусловно что-то есть. Если 50%.
то утверждать что-либо уже трудно.
Равновероятны оба вывода: искаже-
ния заметны п незаметны. Ну а 15%?
Вроде бы незаметны, если подходить с
точки зрения статистики.
Повторяем прослушивание. Следу-
ющая серия
опять 15%, третья —
сно-
ва 15%. Напряглись, поднатужились,
десять серий, и все дают одинаковый
результат —
15%.
Важно, кто попадает в эти 15%.
Если искажения замечают один и те
же люди, значит, у них слух острее,
чем у других. Придется им покупать
аппаратуру
подороже.
Остальным
CD-MD-ресивер „Опкуо FR-V5“ ($800)
Технические параметры по данным производителя
Тюнер (ЧМ)
Диапазон частот принимаемых с и г н а л о в ___________________________________ 87,5-108 МГц
Чувствительность (IHF)
моно___________________________________________________________
_
1,2 мкВ
стерео________________________________________________________________ 2,2 мкВ
Отношение сигнал/шум (IHF)
моно
___________________________________ 73 дБ
стерео___________________________________________________________________ 67 дБ
Коэффициент гармоник
моно_______________________________ ____________________________________ 0,5%
стерео______________ ,,____
________________________________________________. 0,8%
Разделение каналов (1 кГц)__________ .
.... ...
_________
___________________________40 дБ
Избирательность по соседнему каналу (±300 кГц), DIN
50 дБ
Проигрыватель CD
Диапазон воспроизводимых частот при неравномерности АЧХ ±3 дБ
10-20000 Гц
Рекордер MD
Диапазон воспроизводимых частот при неравномерности АЧХ ±3 дБ
10-20000 Гц
Усилитель
Выходная мощность на частоте 1 кГц
на нагрузке 8 О
м
. __________________________
15 Вт
на нагрузке 6 О м __ ___ ___________ ______
_____________________________,___17 Вт
на нагрузке4 Ом__________.
..
.................................................................
20 Вт
Коэффициент нелинейных искажений и шумов (20 Гц - 20 кГц)
0,2%
Коэффициент интермодуляционных искажений
......................................................
0,2%
Чувствительность и сопротивление входов.
.. ......................................... ..
150мВ/50кОм
Диапазон воспроизводимых частот при неравномерности АЧХ +0, -3 дБ
10-50000 Гц
Глубина регулировки тембра
НЧ_____________________________________________________________ ±10 дБ (100 Гц)
ВЧ
________________ ±10 дБ (10000 Гц)
Габаритные размеры (ширина х глубина х высота)
205 х 356 х 154 мм
Масса_________________________________________________________________________ 5,4 кг
АудиоМагазин 4/1999
предыдущая страница 74 АудиоМагазин 1999 4 читать онлайн следующая страница 76 АудиоМагазин 1999 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст