70
испытательный стенд
не ощущалось на слух и не было обна-
ружено на амплитудно-частотной ха-
рактеристике (АЧХ), снятой с помо-
щью тест-пластинки.
Во втором варианте из-за большой
массы головки, увеличивающей инер-
ционность тонарма, да к тому же из-за
высокой динамической гибкости ее
подвижной системы, усугубляющей
ситуацию, следовало ожидать наруше-
ния устойчивости тонарма и отрыва
иглы от канавки. Однако этого не про-
исходило даже на слегка покороблен-
ных грампластинках, что нас, конечно,
приятно удивило.
Третий, промежуточный
вариант
мог бы дать дополнительную инфор-
мацию в том случае, если бы в каком-
либо из первых двух проявились по-
грешности.
Из-за высокой собственной индук-
тивности и емкости обмоток головки
„AudioNote IQ2“ верхнечастотный ре-
зонанс мог бы попасть в звуковой диа-
пазон и испортить звучание. Но он не
был обнаружен ни на слух, ни на сня-
той
АЧХ;
видимо, благоприятную
роль сыграла сверхнизкая емкость со-
единительного кабеля „Klotz GY107“.
Таким образом, тонарм „RB-600"
допускает применение широкого ас-
сортимента головок звукоснимате-
лей —
желательно хороших, чтобы
полностью реализовать как его потен-
циальные возможности, так и возмож-
ности проигрывателя.
3.
Сравнительное прослушивание
компакт-дисков и грампластинок.
Высокое качество звучания „Rega
Planar 25" и умеренная цена этого про-
игрывателя грампластинок должны
обеспечить ему широкое распростра-
нение среди любителей музыки, тем
более что сейчас наблюдается явный
прогресс в возрождении „винила". По-
этому с помощью этого проигрывате-
ля и проигрывателей компакт-дисков
мы
решили
провести
тщательное
сравнение качества звучания иден-
тичных цифровых н аналоговых фо-
нограмм.
Для сравнения были отобраны вы-
сококачественные компакт-диски и
грампластинки авторитетных фирм,
„отпечатанные“ с одного п того же
оригинала (мастер-ленты), с записями
выдающихся исполнителей симфони-
ческой и джазовой музыки.
Для большей объективности субъ-
ект и в н о й экс п ерт из ы
11
с
11
о л ык >
вал и с ь
два звуковых тракта, значительно от-
личающиеся по стоимости и обладаю-
щие принципиальными различиями в
акустических системах и фонокор-
ректорах (см. состав контрольных
трактов).
Прослушав на компакт-дисках кон-
церты Моцарта в исполнении В. Горо-
вица с оркестром К. Джули ни („Deut-
sche Grammophon“) и „Скетчи Испа-
нии“ в исполнении Майлза Дэвиса с
оркестром Гила Эванса („Columbia“) в
звуковом тракте № 2, мы остались до-
вольны чистым детальным звучанием
без навязчивой остроты, даже па джа-
зовой программе. Несмотря на то что
проигрыватель „Meridian 508.24“ де-
ликатно сглаживает остроту „цифры“,
а акустические системы „ESL-63“ сво-
бодны от собственных металлических
призвуков, звучание тех же фрагмен-
тов с грампластинок нас удивило и да-
же ошеломило. Удивило своим трудно
сопоставимым с компакт-дисками по
музыкальной выразительности и чи-
стоте характером, причем свидетеля-
ми этого эксперимента были не толь-
ко привередливые ловители тонких
нюансов, с предвзятой прохладностью
относящиеся к компакт-дискам, но п
вполне нормальные слушатели, любя-
щие музыку и довольствующиеся про-
сто хорошим звучанием.
Безусловно, с компакт-диска отчет-
ливо воспроизводился весь нотный
текст
и
характер
макродинамики
(piano, forte, sforzando
и т. п.), но при
этом терялись особенности исполни-
тельской интерпретации, характерной
для каждого музыканта и для кон-
кретного исполнителя. Все указания
композитора в нотном тексте, как пра-
вило, аккуратно выполняют все ис-
полнители. И поэтому, слушая ком-
пакт-диск, действительно трудно от-
личить интерпретацию Л. Бермана,
также прекрасно владеющего техни-
кой, от В. Горовица. А на грампластин-
ке они совсем непохожи друг на друга.
Не говоря уже об образности туше
В.
Горовица, отчетливо были слышны
особенности прикосновения молоточ-
ков к струнам, а также удивительное
многообразие певучести смычковых
инструментов оркестра.
Захватывающим оказалось богатст-
во сурдинных призвуков трубы Майл-
за Дэвиса. Романтическая грусть ее
„открытого“ голоса, мерцающие ак-
корды уникальной аранжировки Гила
Эванса.
Что же произошло в аудиомире?
Почему компакт-диск так прочно
завоевал сердца аудиофилов и оказал-
ся в роли Слона, а мы, дотошные эк-
сперты, в роли Моськи из известной
басни И. А. Крылова? На мой взгляд,
есть несколько причин.
1.
Внедрение цифровой записи сов-
пало (случайно или намеренно?) с
внедрением в производство акустиче-
ских систем с применением новых, бо-
лее удобных технологий. Вместо мяг-
ких куполов ВЧ-, а иногда и СЧ-голо-
вок
громкоговорителей
(„Yamaha",
„Dyaton“) появились жесткие метал-
лические и керамические, широкую
дорогу также получили кевлар и по-
липропилен. Звучание таких АС поте-
ряло пластичность, приобрело синте-
тическую окраску и остроту, стало
удачно сочетаться с цифровым зву-
ком, маскируя этим особенности и до-
стоинства „винила“.
Прослушав грампластинки с АС
„Boston Acoustics Lynnfield VR-40"
(алюминиевый ВЧ-купол, пропилено-
вые СЧ/НЧ-головкн), мы убедились,
что большинство достоинств записи,
услышанных нами ранее на звуковом
тракте № 2, исчезли —
звук стал очень
похож на цифровой.
2. Существенно сократился выпуск
электростатических АС3, что заметно
ограничило возможности подобных
экспериментов.
3. Великолепные межблочные, аку-
стические, монтажные и даже сетевые
провода получили распространение
уже во время господства „цифры“. В
это же время разработчики обратили
серьезное внимание и на звуковые ка-
чества электрокомпонентов. Многие
любители, не имея возможности ус-
лышать грампластинки в достойных
звуковых трактах, легко расставались
с ними и переходили на компакт-
диски, отдавая предпочтение комфор-
ту звука п удобствам пользования.
Обобщая результаты нашего опыта,
хочу отметить, что лучше всего зву-
чат грампластинки и компакт-диски
(AAD), изданные с аналоговых пер-
воисточников (мастер-лент).
Грампластинки, изданные с цифро-
вых студийных мастер-лент, несколько
уступают первым по живости и выра-
зительности, но все равно звучат су-
щественно лучше, чем компакт-диски
AAD.
Компакт-диски DDD
самые ком-
фортные по звучанию и, пожалуй, са-
мые
нежеланные
для
любителей
изящных и глубоких музыкальных
интерпретаций.
Грампластинки с прямой записью
на лаковый диск или матрицу в дан-
ной экспертизе не использовались.
В заключение благодарю Владимира
Забелина за предоставление компакт-
дисков и грампластинок, имеющих
один и тот же источник записи, и за ак-
тивное участие в этой экспертизе. ◄
3
Высококачественные АС с мягкими куполами и бск-
стрсновымн конусами („К К Р . „Braun“, „Rcvox“ и др.)
еше раньше покинули рынок нзма сложности техно-
логии их изготовлении. .’Замнтересовавшимея элект-
ростатическими АС рекомендуем статьи н „АММ
Лк 3
(20) 98. с. 34. „Салон Audio Video“ ML* 3 (7) 96, с. 56.
АуяиоМагазин 4/1999
предыдущая страница 71 АудиоМагазин 1999 4 читать онлайн следующая страница 73 АудиоМагазин 1999 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст