62
испытательный стенд
Активный сабвуфер „JBL Digital 10“ ($400)
Технические параметры по данным производителя
Тип НЧ-оформления
Диапазон воспроизводимых частот
Мощность встроенного усилителя
Громкоговоритель
фазоинвертор
35-150 Гц
______ 100 Вт
Габаритные размеры (ширина х глубина х высота)
Масса____________________________________
250 мм, диффузор из лолиамината
_____________435 x 419 x 292 мм
________________________12,3 кг
ли. Иногда обнаруживается гармонич-
ная комбинация. Взаимно усиливают-
ся достоинства или компенсируются
недостатки —
в результате звучание
улучшается. С „Liberty 3+“ получи-
лось иначе. Берешь лучший источник
сигнала —
улучшается звучание, луч-
ший кабель, лучший усилитель —
ре-
зультат тоже улучшается. Если сигнал
добрался до АС без потерь, то звук по-
лучается вполне приличный. Вырази-
тельно звучит голос, хорошо слышен
зал —
для меня это очень важные свой-
ства звучания. За это можно простить
рыхловатость баса и небольшие огрехи
на высоких частотах. В сущности,
именно на фоне „середины“ „низ“ и
„верх“ звучат бедновато. Но общее
впечатление —
хорошее. И от камер-
ной музыки, и от эстрадной. Даже сим-
фонический оркестр можно слушать.
Хотя я, например, для симфонической
музыки взял бы тракт классом повы-
ше. С одной оговоркой: слово „взял“
едва ли здесь уместно —
просто так его
мне никто не предложит. А если гово-
рить о покупке, то „Eltax Liberty 3+“
заслуживает очень высокой оценки.
А кти в н ы й саб вуф е р
„J B L D ig ita l 1 0 “
Я отношу отдельный низкочастот-
ный (точнее, инфранизкочастотный)
блок —
сабвуфер —
к разумным ком-
промиссам. Безусловно, „правильная“
широкополосная акустическая систе-
ма
гораздо
точнее
и
правильнее
воспроизводит звук, и предмета для
спора здесь нет. Но желание поста-
вить у себя дома такой комплект
очень часто не подкреплено матери-
альной базой. И „деныовая нужда“, и
лимит жилплощади, и много чего еще
мешает нам обзавестись бескомпро-
миссной аппаратурой.
Много уже говорилось о пользе „вы-
носного“, общего НЧ-канала, едва ли
нужно подробно все это повторять.
Привожу основные аргументы в теле-
графном стиле.
Для правильной передачи тембра
звучания нужно воспроизвести сигна-
лы в диапазоне частот приблизитель-
но от 30 до 20000 Гц. Стереофониче-
ские признаки звучания (расположе-
ние в пространстве источников звука)
сохраняются при значительном суже-
нии диапазона частот: достаточно пра-
вильно воспроизвести сигналы
от
150-300 до 5000-7000 Гц. Объедине-
ние высоких частот иногда использу-
ют, но лишь при передаче сигналов,
при воспроизведении эго не имеет
смысла. А вот отказ от одного из низ-
кочастотных громкоговорителей дает
заметную экономию.
Кроме прямой экономии есть и кос-
венная польза. В основных каналах
исчезают низкочастотные составляю-
щие, снижаются искажения основных
громкоговорителей, можно использо-
вать более простые и дешевые усили-
тели меньшей мощности.
Упрощается и размещение АС. Ос-
новные АС можно установить пра-
вильно по стереофоническим призна-
кам звучания, а громкоговоритель об-
щего НЧ-канала —
по тембральиым.
Совсем просто компоновочная зада-
ча решается, если сабвуфер имеет
свой усилитель и свои разделитель-
ные фильтры. Такие сабвуферы на-
зываются активными. Именно к ним
относится „JBL Digital 10“.
В нем есть пассивный кроссовер с
частотой разделения около 180 Гц.
Имеется и свой усилитель, на вход ко-
торого сигнал подается через актив-
ный фильтр НЧ, частоту его среза
можно изменять в пределах от 50 до
150 Гц (см. схему).
Возможность управлять параметра-
ми фильтра важна для согласования
сабвуфера с основными АС. Причем
помимо очевидного процесса согласо-
вания по уровню требуется найти та-
кую частоту среза фильтра, при кото-
рой сабвуфер помогает основным АС,
а не мешает им. Кстати, при измене-
нии частоты среза изменяется и фазо-
частотная характеристика излучения.
Ведь устанавливать сабвуфер прихо-
дится не туда, куда следует, а куда по-
лучается. Покрутив ручку „частота
среза“, как правило, удается добиться
правильного взаимодействия сабву-
фера и основных АС и получить жела-
емое качество звука.
В инструкции предлагается ставить
сабвуфер в угол. При таком размеще-
нии возникают стоячие волны в поме-
щении, что не есть хорошо. Но есть и
преимущества „углового решения“.
Угол —
самое жесткое место комнаты в
буквальном, физическом смысле этого
слова. При таком расположении НЧ-
блока заметно ослабевает вибрация
пола. Двигая сабвуфер по комнате, мне
удалось найти компромиссное поло-
жение, когда и стоячие волны еще не
досаждают, и вибрация пола уже не
мешает.
В смысле размещения „JBL Digital
10“ очень удобен. Его можно поста-
вить „на ребро“, можно положить
плашмя
благо в комплекте есть че-
тыре резиновые прокладки с клейким
слоем, которые можно прилепить к
любой стенке.
Первое, на что я обращаю внимание
при оценке качества звучания сабву-
фера,—
это
его заметность.
Если
спектр сигнала,
излучаемого
сабвуфе-
ром, ограничен частотой 100-150 Гц,
АуяиоМагазин 4/1999
предыдущая страница 63 АудиоМагазин 1999 4 читать онлайн следующая страница 65 АудиоМагазин 1999 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст