испытательный стенд
55
час с „Epos ES-15“) был в концертном
чале. На эстраде передо мной сидел ор-
кестр честных тружеников и распола-
гался примерно в секторе 60 градусов.
Я прослушал пьесу, сменил АС — и ока-
зался на улице. А тут толпа, снуют во-
круг меня. Я
вошел в картину —
и все
увидел: румяные аляповатые калачи на
искомых вывесках, „варюжки“ и сапоги
на медных самоварах. Скрипки загну-
савили!! Медь напряглась пузом (а и в
самом деле, в уши лезет тесситурное на-
пряжение —
эк выдувают!) —
да и
не
вместе
со струнными! Кошмар! А Фо-
кус —
каким-то бархатным плащом со
звездами оборачивает —
меня?
(Ожив-
ляют?) Но самое удивительное: откуда
ваялись мишурные блестки ударных,
почему лезут в уши? И ведь везде: то
с шарманкой холодцем поблескивает
треугольник, то в Фокусе позванивают,
то в Русской кснлофончнк вприсядку
озорует. И еще: скрипка п гобой в пере-
кличке — не строят!!!
Пока делаем два „беспристрастных“
вывода: (1) „Celestion С2“ впускает мои
уши внутрь звучащего пространства,
отсюда —
синестетическая провокация:
все начинаю видеть, детали, глупости,
неправильности, краски - все; (2) „С2“
выпячивает все, что звенит,- а звенит в
нашем представлении воздух, вот я его
и слышу.
Ф
ф
Нет, звенит не только воздух. Еще и
струна.
Вообще, стоит заметить, что сидеть
внутри пространства оркестра гораздо
приятнее, чем внутри лютни. Особенно
когда она безбожно звенит. Когда этот
фантастический, сказочно богатый ин-
струмент наполняет своими звуками,
отзвуками, обер-, унтер- и прочими то-
нами всю гулко отзывающуюся на лю-
бой шорох деревянную коробку, став-
шую на время твоим обиталищем. К то-
му же любое колебание баса вызывает
такую бурю откликов дерева, остальных
струн и твоих собственных ребер, кото-
рая не успевает улечься до следующего
баса и т. д. и т. д.
.. Дальше тебе осталось
заметить, что одна из струн натянута,
как на койок, на твою левую ногу, твоя
правая рука закреплена где-то на гри-
фе —
а пальцы у лютниста хищные, же-
сткие, узловатые - и ты слышишь его
дыхание.
.. Здесь есть что-то от физиоло-
гии, от распятия, от такого впитывания
энергии музыки, из которого исходя
нельзя не начать ее сочинять. Или, в
худшем случае, сочинять на нее панто-
миму. Ты отзываешься на звук — костя-
ми, мышцами — звучишь, корежишься.
Звон врезается в кожу. Большего, чем
такое
восприятие, я познаю ничего. Но
посоветовать никому не могу.
Меняем „Celestion С2“ на „Epos ES-
15“.
...И вот он увидел бархат, и тяжелые
одежды, и изысканное общество в бога-
то убранной зале. Мягкими, носильны-
ми пальцами музыкант прикасался к
многострунному инструменту, а благо-
родное дерево отзывалось глубокими,
говорящими звуками. Каждая фраза,
каждая гармония вызывала в памяти
слушающих возвышенные строки од и
сонетов, трагедий п мадригалов, торже-
ственные своды замков, величествен-
ные слова Писания.
.. Ну и хватит. Ясно:
богатство, слышимое мной в этом слу-
чае. стоит
в культурном
ряду. Не в фан-
тастическом, не в физиологическом, но
«
ассоциативном.
Что, пожалуй, и тре-
буется.
Делаем следующий „беспристраст-
ный“ вывод: „Epos ES-15“ дает ком-
пактность, мягкость и
патину.
Можно
назвать это „костюмным" подходом к
музыке. Но ведь не всегда же надо
жертвовать жизнью.
ФФФ
Иногда можно обустраивать жизнь.
Собственно, это именно то, что за нас (и
для нас) делают наши синестетические
ассоциации. Я представляю это гак.
Можно обзавестись стереосистемой.
Добавить к ней гигантский видеоэкран.
Потом, не удовлетворившись, заменить
все это на кинозал с „Dolby Stereo“. По-
том устроить и стереокино с запахами.
Б общем, так, чтобы, когда показывают
лес, была полная иллюзия пребывания
в лесу.
А можно просто купить резиновые
сапоги и билет на электричку.
Иными словами, есть два подхода.
При одном ты всячески провоцируешь
себя на ассоциации, чтобы из подсозна-
ния
само всплывало
недостающее. Ска-
жем, в лесу все так натурально, кажет-
ся, что даже ветер дует. При втором —
вопрос о недостающем не стоит. Нет ве-
тра — значит его нет. Сегодня такая по-
года. Ты — в
реальной среде.
Она
исчер-
пывающа.
Кажется, синестезия работает похо-
жим образом. В одном случае
повеству-
ет о.
..
Создает изображение и другие
иллюзии. Иной случай: сегодня такая
музыка. Эта музыка и есть реальная сре-
да. Исчерпывающе чистое искусство.
Вы резонно спросите: где же во вто-
ром случае синестезия? и что она тут.
как обещано, обустраивает? А вот что.
Когда ты в лесу, ты не спрашиваешь се-
бя, полна ли иллюзия,— ты спрашива-
ешь, отчего мне так хорошо (легко,
страшно, грустно). Синестезия отсыла-
ет нас к ассоциациям, свойства кото-
рых за неимением лучшего определе-
ния мы скорее всего обозначили бы как
духовные.
И когда я слушаю одну и ту же пье-
су — вагнеровский „Шелест леса“ из
„Зигфрида“ (вот вам и лес, и звук, и
дух) - на разных акустических систе-
мах, то в одном случае я слышу на-
турально
шелест,
сиречь шорох смы-
чков, гуляющие по ветвям ветерки,
рельефные голоса деревянных духо-
вых-птиц —
ну все, что нужно для фоно-
граммы старого фильма, и хорошо бы
еще приложить изображение (которое
я почти вижу).
.. А во втором случае —
я
не знаю, в лесу ли я или в музыке: воз-
дух поёт, полно, объемно, наливаясь по-
степенно, скажете „светом" - будет лес,
скажете „звоном“— будет музыка; голо-
са зовут издали, скажете „деревян-
ных“— будет музыка, скажете „птиц“—
будет лес,— но только они
зовут,
вот
что важно! Ты в этой среде, с тобой про-
исходит „непонятное“— тебя что-то зо-
вет, что-то просветляет, что-то напол-
няет.
.. Так это же с Зигфридом и проис-
ходит! —
не посмеете отказать в
духов-
ности
с ним происходящего.
..
А теперь отгадайте, где про какие АС
написано.
Первые — „Epos ES-15“. Вторые -
„Celestion С2“.
ЧТД (что и требовалось доказать). ◄
АупиоМагазин 4/1999
предыдущая страница 56 АудиоМагазин 1999 4 читать онлайн следующая страница 58 АудиоМагазин 1999 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст