испытательный стенд
25
Это делает их декоративными и стро-
гими одновременно.
„Utopia" оказались единственными
из мне известных ЛС, способными до-
стойно воспроизвести диск импрови-
зации Кита Джаррета „The Köln Con-
cert" (двухмикрофонпая запись была
сделана в зале Кёльнской оперы в
1975 году). Разные ЛС в разных трак-
тах делали звуки „Кёльнского концер-
та" похожими на множество слепых,
которые прикасаются друг к другу, бо-
ясь отойти слишком далеко и поте-
ряться. Однако стереоэффект и нео-
бычайно
гибкая
макродннампка
„Utopia“ возвратили свободу блюзо-
вым интонациям Джаррета.
В музыке, наверное, только Бах и
блюз пришли к
полной
пространствен-
ной свободе звуков. 11 первый стал по-
хож на Русалочку Андерсена (уйдя из
воды, она испытывала боль от шагов по
твердой почве). А второй появился,
чтобы этой свободой можно было на-
слаждаться. Галльские АС вели себя
так. словно они обручены с блюзовой
дерзостью, которая порой вспыхивает
в игре Джаррета.
После сеансов с „Кёльнским концер-
том“, я, естественно, включил в тесто-
вый комплект несколько записей Баха:
кантаты (BWV 39, BVVV 93. BWV 131)
в исполнении гентского Collegium Vo-
cale и - Чакону из 11артнты № 2 (скри-
пичное соло, d-moll), сочинение, „пол-
ное шума и ярости, не означающее ни-
чего"1.
Акустические системы в ламповых
трактах иногда кроме стереопанорамы
создают еще
ощущение
звукового про-
странства
его „запах" или что-то, за-
ставляющее искать к нему чувственные
ассоциации (и тогда стереопллюзня ка-
жется резкой, легкой плп вязкой.
..). АС
„Utopia“, не теряя тонального равнове-
сия, делают звуковое пространство
именно резким, летучим. Оно вносит
едва заметное напряжение в звучащую
паутину контрапункта кантат Баха на
диске „Virgin". В центре этой паутины,
отвлекшись от всех иных ее нитей, я
вспоминаю органное
piano
таящееся,
лишенное влаги, матовое, великолеп-
ное. Микродпнамика „Utopia" не „стер-
ла” ни тембр старинного органа с де-
ревянными трубами, ни детальность
звука, записанного „Virgin“.
Скрипичное соло Хейфеца (Чакону)
„Utopia“ воспроизвели очень строго,
словно следуя диктату „монохромно-
го" тембра. Точнее, ему следует (по же-
ланию Хейфеца?) запись, сделанная в
Париже на О RTF Studio 102. Акусто-
1
Шекспир. МакГкт.
четкие системы . минь не исказили ее: я
убедился в этом, когда слушал Чакону,
меняя компоненты и АС. Что же каса-
ется галлов, то со струнными тембрами
у них мир. Работая с „Utopia", я время
от времени возвращался к Largo кон-
церта Вивальди RV 475 (С-Опт. запись
фирмы „Erato"), в котором чередуются
соло мандолины и звучание strings and
continue. В записи „Erato“ графнчность
струнных тембров сильно смягчена, но
„Utopia" этому нисколько не противи-
лись.
Последняя из фонограмм теста
композиция Ленин Кравитца „И You
Can't Say No“. Она интересна тем. что
в
ней
контрастными
сочетаниями
„чистых“ синтезированных тембров
искусно строи тся иллюзия отсутствия
микста — звуковая картина кажется ра-
зомкнутой. АС из Сент-Этьен па с лег-
костью сохраняют у слушателя эту ил-
люзию.
Зная рыночную цену „Utopia“ и ре-
путацию ,,JM Lab“, я, возможно, зара-
нее был склонен искать в этих акусти-
ческих системах необычайное. Между
тем. у них достаточно „обычных" ка-
честв больших АС класса high end
(ясная артикуляция баса,.
.), и чрез-
мерно увлекаться названием „утопия"
не стоит.
Во всем далеком или утопичном най-
ти что-нибудь знакомое приятно. По-
мните, что сказал Колумб, когда впер-
вые ступил па землю Америки? Он
сказал: „Боже мой, смотрите -
ягуар!“
11е помните? Жать!
должно быть, он
этого не говорил-.
//.
Шулешко
Оригинальные, нестандартные кон-
структивные решения, обеспечиваю-
щие
отличные
звуковые
свойства
громкоговорителей „Focal“, конечно,
позволяют разработчикам ,,JM Lab" за-
няться также и проектированием аку-
стических систем. Нам известно, что
обоими подразделениями руководит
импозантный и общительный Жак Ма-
уль (Jacques Maliul). который охотно п
исчерпывающе отвечает на любые ка-
верзные вопросы „знатоков". Так, мы
узнали, что „Utopia“ родилась в резуль-
тате пятнадцати летней научно-иссле-
довательской эволюции, хотя, как из-
вестно, утопии могут порождаться н
революциями.
11
вот эта акустическая система с та-
ким загадочно-интригующим названи-
ем находится на пашем испытательном
-
J V ii. ihk;i КшумґмГ
цитата ц.і фи.пли н,Чт.шиу
МпПн-Рнля „Вгадник (V.i І плини"
стенде. I !нжсиерно-техннческио реше-
ния, реализованные в ней, заслужива-
ют хотя бы краткого описания.
Мы уже неоднократно упоминали о
нежелательных звуковых свойствах по-
лимерно-кевларовых диффузоров, вы-
зываемых динамической неустойчиво-
стью материала мембраны, с грустью
вспоминая
бла гоз вучне
бу м аж пых
громкоговорителей („АМ" № 2 (19) 98,
с. 37. 75: „АМ" № 4 (27) 99. с. 70). С
нами
полностью
согласен
н
Жак
Мауль, однако вместо того чтобы вер-
нуться к сложному и капризному тех-
нологическому процессу формовки бу-
мажной массы для диффузора громко-
говорителя, он нашел оригинальный
способ заставить хорошо звучать тот же
кевлар пли другой изотропный синте-
тический материал. Для этого, как ока-
залось. необходимо лишь обеспечить
радиальную анизотропность диффузо-
ра. Такая конструкция получила наиме-
нован не „\У“ и была запатентована. По-
следний ее вариант таков: между двумя
слоями стекловолокна помещен синте-
тический наполнитель, плотность кото-
рого меняется в направлении радиуса,
что и обеспечивает необходимую ани-
зотропность. Особое внимание уделе-
но
конструкции
магнитных
цепей
громкоговорителей. В них использу-
ются сплавы с большой магнитной
энергией, магнптопроводы с высокой
индукцией насыщения. Для лучшего
нотокосцепленпя (максимального за-
полнения зазора) в звуковых катушках
применяется плоский провод прямо-
угольного сечения.
При работе с пнзкоомным усилите-
лем такие динамики обладают хороши-
ми переходными характеристиками,
гарантирующими высокую четкость п
прозрачность звучания. В частотно-
раз дел ягельных фильтрах, обеспечива-
ющих когерентность звукового
ПОЛЯ,
применены особо высококачественные
компоненты. Крутизна среза фильтров
эквивалентна третьему порядку н со-
ставляет 18 дБ па октаву.
Большое внимание также уделено и
внброустойчпвостн корпуса: отдель-
ные. автономные акустические секции
(полости)
со
сверхжесткими
мно-
гослойными
стенками
полностью
исключают возникновение каких-либо
вибраций. Тщательно выбранное соот-
ношение размеров секций сводит к ми-
нимуму вредное воздействие на диф-
фузор резонансов внутреннего объема
воздуха. Для формирования опти-
мальной характеристики направлен-
ности между средиечастотнымп гром-
коговорителями расположен высоко-
частотный, а оси срсдпсчастотппков
взаимно наклонены друг к другу п ие-
АудиоМагазин 4/1999
предыдущая страница 26 АудиоМагазин 1999 4 читать онлайн следующая страница 28 АудиоМагазин 1999 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст