испытательный стенд
Как говорит Мауль, хорошая АС
обязана красиво выглядеть. Конструк-
тивные особенности модели „Utopia“
своеобразно перекликаются с ее эле-
гантным дизайном. Внешне корпус АС
как бы поделен три части.
В нижней части расположены НЧ-
гром коговоритель и
и рямоугольная
щель фазоїінвертора. Передняя панель
этого блока отделана черным лаком.
Именно этот лак используется для от-
делки спортивных машин „Porshe 911
Carrera“. Черный лак покрывает также
боковые панели СЧ/ВЧ-блока и верх-
нюю крышку корпуса. Боковые панели
всех
блоков
отделаны
цельными
плитами африканского дерева анигр -
толщиной 3 см. передние панели той
жетолщины
цельными плитами юж-
ноамериканского дерева таурн. Тради-
ционных защитно-декоративных сеток
на передней панели не предусмотре-
но - слишком велико их влияние на
звуковой баланс. На период „бездейс т-
вия" динамики можно прикрыть дере-
вянными „ставнями“ из таурн, и АС
превращаются.
.. АС превращаются.
.. в
загадочные деревянные скульптуры.
Каждый динамик в „Utopia“ работа-
ет в собственном „ящике“— нагружен
на свой объем. При этом механическое
взаимодействие динамиков и иные пу-
ти взаимной модуляции сведены к ми-
нимуму.
Самый большой „ящик“—
внизу, это
I IЧ-блок, его передняя панель накло-
нена от слушателя. Стенки сделаны из
25-миллиметровой ДВП, сверху уси-
ленной 3-сантиметровым слоем цель-
ного дерева (так красивая отделка рабо-
тает на подавление вредных вибраций).
Изнутри дополнительную жесткость
стенкам корпуса и их демпфирование
обеспечивают свинцовые шины шири-
ной 15 и толщиной 2,5 мм.
І Іесмотря на то что два СЧ-динами-
ка одинаковы и включены параллель-
но. они работают в собственных корпу-
сах. стенки которых также усилены
свинцовыми шинами. Передняя панель
верхнего СЧ-блока наклонена к слуша-
телю.
Расположение
и
характеристики
динамиков выбирались так, чтобы со-
здан, на слушательском месте излу-
чение звука, близкое к излучаемо-
му точечным источником, идеальной
пульсирующей сферой. Таким обра-
зом. элегантные профили полирован-
ных плит из таурн существуют не
только для красоты видимого, но и
для совершенства слышимого.
..
114-динамик с диффузором диамет-
ром 330 мм был создан специально
для этой модели. В нем применен
трехслойный
диффузор
„Sandwich
W “. Сэндвич этот делается примерно
следующим образом: между двумя ли-
стами
плетеного
стекловолокна
с
эпоксидной пропиткой раскатывается
сверхжесткая пенистая стеклополи-
мерная структура, называемая „син-
тактик". Этот материал применяется в
авиации, он обладает жесткостью, лег-
костью и механической инертностью.
Магнитная цепь весом 3,3 кг состоит
из 12 небольших кольцевых магнитов
(диаметром 72 мм), расположенных
двумя окружностями одна над другой.
При значительном удорожании дина-
мика такой подход окупается многими
преимуществами, в частности, боль-
шим доступом воздуха к нагреваю-
щимся частям
подвижной системы
громкоговорителя и, как следствие,
улучшением ее охлаждения и большей
рассеиваемой мощностью.
Упомянутый трехслойный диффу-
зор „Sandwich W “ применен и в СЧ-
громкоговори гелях с диффузором диа-
метром 165 мм. Высокая мощность
получена благодаря звуковой катушке
(диаметром 40 мм), намотанной пло-
ским алюминиевым проводом, и мощ-
ному магниту массой 560 г (диаметром
100 мм).
Высокая мощность п чувствитель-
ность
„Utopia“
определили
весьма
жесткие требования к ее ВЧ-громко-
говорителю. Скажем, можно было при-
менить мощную магнитную цепь из
нескольких кольцевых магнитов, но
тогда установочные размеры головки
мешали бы согласованию ее характе-
ристик направленности с характери-
стиками СЧ-головок. Поэтому в разра-
ботанной ВЧ-головке „TLR“ применен
миниатюрный (диаметром 51 мм) маг-
нит из редкоземельного металла —
нео-
дима. Неодим имеет высокую коэрци-
тивную силу и поэтому требования к
магнитопроводу - керну и верхнему
фланцу - особые. Магннтопровод не
должен быстро входить в состояние на-
сыщения, то есть должен иметь боль-
шую величину индукции насыщения.
І Індукция в зазоре ВЧ-головки „TLR"
составляет 2 Тл, а площадь магиитопро-
вода невелика, высота всего динамика
менее 8 см. Для магнитопровода приме-
нена новая марка очень дорогой безуг-
леродистой стали „телар 57“. Материал
вогнутого купола ВЧ-головки получен
вакуумным напылением диоксида ти-
тана на подложку из титановой фольги.
І Іебольшая металлическая акустиче-
ская линза перед мембраной оптимизи-
рует характеристику направленности и
фазовые характеристики излучения.
Блок разделительных фильтров рас-
положен в собственном корпусе. Воло-
ке используются катушки иидуктивно-
сти с воздушным сердечником, поли-
пропиленовые конденсаторы и преци-
зионные резисторы. Монтаж навесной,
внутренняя проводка к динамикам вы-
полнена кабелем из бескислородной
длиннокристаллической меди. На зад-
ней панели расположена пара изолиро-
ванных клемм производства немецкой
фирмы „WBT“. Клеммы позволяют
применять голый провод сечением до
16 мм-, разъемы типа „лопатки“ и „ба-
нан". Разъемы „банан" для улучшения
качества контакта можно фиксировать
зажимом.
Качество
звучания
АС
опишут
П. Шулешко и В. Зуев. Вениамин
Михайлович
также дополнит мой
рассказ о конструктивных особеннос-
тях этих во всех отношениях уникаль-
ных АС.
С. Таранов
Компакт-диски
1. Keith Jarrett. The Köln Concert („ECM" 1064/65 810
067-2)
2. J. S. Bach. Kantaten. Collegium Vocale, Ghent.
Philippe Herreweghe (Veritas, .Virgin“ 7243 5 45304 2 5)
3. Bach. Chaconne. Heifetz (The Heifetz Collection, vo-
lume 34, .RCA Victor“ 09026 61765 2)
4. Vivaldi. Mandolin Concertos. Violin Concertos. I solisti
Veneti. Claudio Scimone (.Erato“ 0630-13628-2)
5. Lenny Kravitz. 5 (.Virgin“ 7243 8 47758 2 7)
AC
„JM
Lah Utopia“
звуковой
„стэлс". У них почти „невидимый“,
прозрачный стиль звучания.
II
не
исключено, что их разработчики иска-
ли этой близости к нулю. Когда-то Ви-
сконти назвал идеалом стиля прозу
Стендаля - именно потому что стиль в
ней так незаметен, что его словно пет
совсем. В АС „Utopia“ ощутимо стрем-
ление к этому идеалу (в аудиотехнике
не менее известному и естественному
чем в литературе). Иногда их тоже
„словно нет совсем": но моей просьбе
„Utopia“ включали в разные варианты
тракта, и благодаря нейтральности АС
остались совершенно узнаваемы н ком-
поненты „Mark Levinson“, и конвертор
„Audio Note DAC 3“.
Через некоторое время после того
как я дописал этот фрагмент, мне при-
несли тестовую рецензию на „Grande
Utopia“ (верхнюю модель той же ли-
нейки), опубликованную журналом
„Stereophile". Ее автор театрально при-
знается: „Я слышал только
музыку,
и
приходилось прикладывать большие
усилия, чтобы обратить внимание на
АС“. Почти нет сомнения, что „про-
зрачные акустические системы" были
целью конструкторов „Focal-JM Lab“.
В дизайне „Utopia“ выдержано шах-
матное чередование контрастных цве-
тов: чисто-черного
h
светло-янтарного.
АуяиоМагазин 4/1999
предыдущая страница 24 АудиоМагазин 1999 4 читать онлайн следующая страница 26 АудиоМагазин 1999 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст