158 справочник
И. А .
Неполное демпфи-
рование (гашение) резо-
нансов на нечетных гармо-
никах частоты настройки
нередко приводит к окра-
шиванию звучания, кста-
ти, крайне неприятному.
Окончательное
решение
технологического и ком-
мерческого вопроса в поль-
зу фазоин вер гора или ла-
биринта
базируется
на
многих привходящих па-
раметрах.
Важными
из
них могут быть либо одни,
либо другие, в зависимо-
сти от ситуации. Следует
читывать и тот факт, что
существу ют при страст и я:
хочет, например, клиент
лаоиринт.
..
Л уш а.
...и бандпассом и вариовен-
том его уже не удовлетворишь.
К. К .
Если лабиринт еще поддается
какому-то анализу и расчету, то в
большинстве источников описания
трансмиссионной
линии
содержат
фразу
типа:
„Принцип
действия
трансмиссионной линии схож с тако-
вым у лабиринта, хотя основные про-
цессы не поддаются аналитическим
методам анализа.
..“.
Не буду это оспаривать. Есть разные
методы. Но об одном сказать надо:
большинство посвященных как лаби-
ринту. так и трансмиссионной линии
литературных источников, попавших-
ся нам при работе над статьей, друг
другу п ро п ! вореч или.
Итак, отличия
трансмиссионной
линии от лабиринта следующие.
1. Площадь сечения трубы у транс-
миссионной линии оказывается пере-
менной — она максимальна в районе
диффузора и постепенно спадает к
порту (отверстию на противополож-
ном конце трубы).
2. Внутренний объем трубы транс-
миссионной линии довольно плотно
заполняется волокнистым материа-
лом. Помимо функции звукопоглоще-
ния па побочных резонансах заполне-
ние позволяет укоротить трубу, так-
как резко снижает эффективную ско-
рость звука. Многие считают, что
трансмиссионная линия скорее эф-
фективно борется с излучением зад-
ней стороны диффузора, нежели пыта-
ется использовать его, как это делает
фазоинвертор.
Л уш а.
В мирных целях.
К .
К .
Отличие трансмиссионной
линии от лабиринта во многом услов-
ное, терминологическое. Оба устроп-
ства - представители одного и того
же тина оформления. Субъективно
звучание трансмиссионной линии мо-
жет оказаться очень симпатичным.
Эффективная борьба с резонансными
явлениями при отсутствии (если по-
везет) среднечастотного окрашивания
способствует созданию достоверного,
не бубнящего звучания. Многие ассо-
циируют звучание трансмиссионной
линии с „английским звуком". Дейст-
вительно. именно в Англии популяр-
ность подобного рода акустических
оформлений весьма велика. В отличие
от Штатов, например. Лично мне хо-
рошо выполненные трансмиссионные
линии нравятся на симфонической
музыке, особенно при наличии литавр
и контрабасов пиццикато.
..
Л уш а .
Контрабасы пиццикато, это
все равно что попкорн из свинины.
..
И. А .
Чувствую, коллеги, что нам
пора прерваться и подумать о вещах
менее возвышенных.
К . К .
(открывая холодильник и от-
гоняя собачку).
11о более насущных.
В следующих номерах - корпус ти-
на “полосовой резонатор” и рупорные
излучатели. II с басами будет покон-
чено. По крайней мере с тем, где они
живут. ◄
Аудиомастерская
Читаю вас с номера 3 (4). но пишу впервые. Чего скры-
вать, почерпнул от вас море полезной информации, отрад-
но также, что опыт, которым столь щедро делятся ваши
эксперты, подтверждает и мои догадки и наработки.
Специального радиоэлектронного образования я не
имею, но радиолюбительством занимаюсь лет двадцать.
Причем меня всегда интересовала только звукотехника
(АС, усилители, магнитофоны, проигрыватели LP). Это ув-
лечение не было самоцелью, хотелось слушать именно му-
зыку, хотя конструирование „железа“ тоже всегда иривле-
кало. По вашей классификации я нахожусь в пограничном
состоянии между аудиофилом и меломаном. Ламповой
техникой занялся года четыре назад, тогда же стал слушать
классическую музыку (до этого были только классический
рок и джаз). Да, тогда (произошла) просто революция в
[моих] взглядах на музыку, аппаратуру, способы и цели
творчества. Отныне п присно
к черту транзисторы и, „о
ужас", микросхемы (а их было полно в моих самоделках),
всякие там ООС и нули после занятой. Ура энергетическим
блокам питания, по стоимости превосходящим само уст-
ройство. Теперь о том, что я имею на данный момент: 1) са-
модельные трехполосные АС объемом 30 л, с рупорной „пи-
щалкой“, с большими магнитными цепями (один магнит в
противофазе к остальным) во всех динамиках; фильтры в
духе АС „Epos“; 2) усилитель „Супер Прибой“ с кенотрон-
ным питанием на 5ЦЗС
по два на канал; 3) кассетная „чи-
талка“; 4) и, конечно же, самопальный проигрыватель I.P
(его и корректор к нему я только что закончил), с иассико-
вым приводом, головкой ЭДА-101. самодельным тонармом
с вязким демпфированием (но Лихницкому, „диск в бочон-
ке“, но „бочонок" перемещается вместе с тонармом) и тре-
мя шасси, развязанными друг от друга пружинами (первое
шасси —
текстолит 16 мм; второе —
дубовая доска, па ней
стоит двигатель КД6-4 с питанием -100 В: третье шасси (на
нем стоят диск и тонарм) —
из алюминиевых сплавов и орг-
стекла; диск двухслойный - алюминиево-цинково-магние-
вый сплав, а сверху оргстекло. Постепенно запасаюсь дета-
лями па будущее: достал лампы 6С4С и ГМ70, хочу сделать
на них однотактные усилители. В заключение привожу
схему корректора. Ее я разработал, прочитав статью госпо-
дина
Лихиицкого
(„Предусилитель
с
корректором
АМЛ+“)1. Те же лампы, также применена НОС (кстати,
ПОС имеет в себе любой каскад SRPP). І Іедосгатки? Да —
на выходе катодный повторитель - это хуже, чем у Лих-
ницкого, впрочем, два проходных конденсатора [в его схе-
ме] —
гоже минус. Но путь сигнала в цепи ПОС, пожалуй,
будет покороче, отсутствует коммутация; настройка, ду-
маю, тоже попроще (хотя и это не самоцель). Усилитель
„АМЛ+" я не делал, поэтому и звучание не сравнивал. Ну и
[ладно], главное, что через это устройство хочется слушать
музыку.
Блок питания выносной с диодными выпрямителями (в
дальнейшем, однако, кенотронный). Стабилизаторы от-
дельные на каждый канал на мощных стабилитронах. Ра-
1
„AM * .*! 3 (8) !><;.
Рид.
АукиоМагазин 4/1999
предыдущая страница 159 АудиоМагазин 1999 4 читать онлайн следующая страница 161 АудиоМагазин 1999 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст