справочник 1S7
И. А .
Что характерно, поведением
на частоте резонанса сходство лаби-
ринта и фазопнвертора ограничивает-
ся. Выше резонанса фазоинверторное
отверстие оказывает на процессы все
более и более ограниченное действие,
труба же благополучно звучит на ча-
стотах ЗС'о/4/.
. 5С0/4Л, 7 0 /4 1 и т. д.
Л уш а.
Ага-а-а! То есть нот много и
уже можно что-то сыграть.
К. К .
Не знаю, как в кларнете, но в
АС типа „лабиринт“ эти резонансы
считаются побочными, и с ними бо-
рются традиционными методами, то
есть демпфированием с помощью зву-
копоглощающих материалов.
Сравним лабиринт и фазоинвертор.
Во-первых. На частоте резонанса
Рис. 5. Излучающая „четвертьволновая" труба
/
левой частоты, поршень колеблется
Итак, читатель уже, наверное, по-
I
I
I
I
I
все быстрее п быстрее, то отыщется
пял, что корпус с лабиринтом (рис. 6)
I
I
I
I
частота
/ =
С0/4А, на которой откры-
на резонансной частоте добивается то-
I
I
I
1
тын конец трубы начнет активно из-
го же результата, что и фазоинвертор.
I
f
1
»
лучать; здесь
Сп
скорость звука.
но другим путем.
1
И. А .
Действительно. Поршень дви-
К . К.
Кстати, на подобном прйнии-
I
I
гается, создавая рядом с собой зону
пе основаны не только АС. Кларнет,
вы ходное
1
I
максимума звукового давления. У от-
например, типичный представитель
отверстие
V ,
1
1
1
крытого конца трубы в любом случае
семейства четвертьволновых резона-
J
1
/
давление равно нулю, но при
£ =
Сп/
4 /
торов. Тот конец, в который дуют,
(„четвертьволновая труба“) на откры-
том конце трубы образуется максимум
колебательной скорости воздуха. Этот
максимум позволяет устройству ус-
пешно отдавать энергию с открытого
конца, что на языке акустиков будет
означать следующее: диффузор на ча-
стоте резонанса ( / = С0/4/.) будет за-
демпфировап, задняя его стенка, обра-
щенная к трубе, будет испытывать то
же, что и задняя стенка диффузора го-
ловки. оформленной в фазоинвертор.
Частота/должна настраиваться на ре-
зонанс головки (то есть длина
I.
выби-
рается в зависимости от резонансной
частоты головки), что, впрочем, харак-
терно и для фазопнвертора3.
Несмотря на всевозможные „максимумы“ и „резо-
нансные частоты“ еще раз подчеркнем, что лабиринт
(пока что
наша труба с поршнем)
устройство
нерезонансное, в отличие от фазопнвертора. По
крайней мере никаких двух связанных резонансных
контуров там не наблюдается.
/
можно считать закрытым.
..
Л у ш а .
Так-так. Начало хорошее.
Помню, сосед на даче пытался дока-
пать ртом колесо от машины, не вы-
винтив клапан.
..
И. А .
И что? Ничего?
Л уш а.
„Ничего“ было до тех нор, по-
ка он не догадался клапан вывинтить.
..
К. К .
(продолжает).
Тот воздух, ко-
торый продувают в кларнет, нужен
для возбуждения колебаний „язычка“,
играющего роль поршня. Дальше все
ясно.
Л уш а .
Особенно, если играть на од-
ной ноте.
К. К .
Кстати, полная противополож-
ность кларнету — орган. Там есть
трубы, где дуют наискосок в открытый
конец. А противоположный конец —
закрыт.
Л уш а .
Эдакий большой милицей-
ский свисток. Ну и губа Должна быть у
органиста. Как у милиционера.
..
Рис. 6. Акустический лабиринт. В отличие
от традиционных АС
вся
масса воздуха
в лабиринте оказывается соколеблющейся
с диффузором. Это эквивалентно снижению
резонансной частоты головки
они схожи. Заранее трудно сказать,
чей объем окажется меньше, фазоин-
вертора 1’ц = 15К„ х О ,/87 или ла-
биринта
V
, =
к(1!.,
где
Н
— диаметр
диффузора.
Ь
= С0/ 4 / Все зависит от
параметров головки.
Во-вторых.
Ниже резонанса оба
„раздемпфируются“. Причем фазоин-
вертор ведет себя явно хуже, это легко
объяснить.
В-третьих. Выше резонанса фазоин-
вертор ведет себя все более похоже на
закрытый ящик, а лабиринт - на за-
демпфированную на побочных резо-
нансах трубу.
a c u r u s *
BY
MONDIAL
■Acurus АСТЗ, стоимостью в
— моментально был
причислен к элитному Reference-классу, наравне с самыми
I знаменитыми стерео-предусилителями от $10000 и выше.»
Audio Magazine, Germ any — октябрь 1998 г.
«Совмещая все мыслимые ф ункции и режимы. АСТЗ невероятно
прост в эксплуатации .
.. с очень эргономичным пультом ДУ.»
-АСТЗ с одинаковым энтузиазмом пленяет и ваших друзей и
гурманов хай-энда,-
Home Theater Magazine. U.S.A. — ноябрь 1998 г
З в у к л уч ш е,
чем в сам ом
м одн ом
к и н о т еа т р е
/
Справки: тел. (095) 257-7645
www.mondialdesigns.com
АупиоМагазин 4/1999
предыдущая страница 158 АудиоМагазин 1999 4 читать онлайн следующая страница 160 АудиоМагазин 1999 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст