150 музыка
Австрийское рококо она играет легко
и ярко, с австрийским гедонизмом и
классической корректностью. В ожив-
ленном жанровом финале Боккерини
акцентирует итальянские мрачные
краски
и угловатую мелизматнку,
темный, глухой тембр низких струн.
Внутри альбома выстраивается чет-
кая антиномия, определявшая манеру
Жаклин Дю Пре: ее неподражаемо
грациозный смычок в прозрачной ран-
ней музыке и сдержанное меланхо-
личное пение в более поздних элеги-
ях. Деликатность, отсутствие которой
так претит в игре многих виртуозов, и
сила, аккумулирующая дар, странно
сосуществуют в ее кантиленах —
в му-
зыке Элгара и Бруха.
Единственная старая запись Иегуди
Менухина, представленная в его сбор-
нике, это пьеса Сарасате „Zapateado“.
Испаншина, цыганщина, восточно-
европейские фольклорные скрипачи
и клезмеры-фидлеры
целый сноп
истоков, слышимых в ней. Но самое
поразительное — то, как исполняет
эту виртуозную ерунду молодой Ме-
нухин. Звуковое движение, которым
является его игра, может быть опи-
сано единственным словом
полег.
Записи более поздние представляют
лишь отдаленное эхо и неяркие тени
его упоительного искусства. Но зре-
лое мастерство Иегуди Менухина рас-
цвечено другими — неброскими — от-
тенками гениальной неповторимости.
На протяжении почти всей програм-
мы диска скрипка Менухина звучит в
верхнем регистре. Ни бархатных дра-
матичных тонов нижних струн, ни
броской декламации или густой кан-
тилены, вообще — никакой театраль-
ности. Все — эфирное плетение вы-
сокого голоса, изящных фигураций,
дробных скользящих ритмов. Кроме
благородной топкости тембра игра Ме-
нухина отличается уникальным ощу-
щением воздуха. Оно возникает в чуть
замедленной речевой вязи баховско-
го концерта, и в гармоничном Andante
Концерта Мендельсона, н в свинге
„чайного“ дуэта. В исполнении Мену-
хина нет легковесности, но есть при-
родная. экологически чистая легкость.
Даже в условиях „насильственного"
репертуарного отбора такое искусство
не может не увлекать и не захваты-
вать. Но записи в каждом из альбомов
собраны неровные, а ансамбли
не-
равные. Далека от
идеала
запись
„Кампанеллы", сделанная
Менухи-
ным в 1960 году. Голос виолончели
Жаклин Дю Пре звучит слегка заму-
ченно в финале дворжаковского кон-
церта. Ансамбль ее со Стефаном Ко-
вацевичем значительно проигрывает
дуэту с Даниэлем Баренбоймом. А
концерт Вивальди, разыгранный Ме-
нухиным вместе с Камератой Гштаата.
решен настолько плоско и стандарт-
но, что оказывается куда ближе к поп-
музыке, чем полное юмора н мягкого
артистизма музицирование со Стефа-
ном Граппелли.
Век звукозаписи не может укло-
ниться от собственных „записей века“.
Фирма „ЕМ Г
одна из старейших
среди создателей мировой фонотеки.
Она издавна строит свою политику на
звонких раскатах звездных имен, не
предлагает собственной репертуарной
идеологии и держится, в сущности, в
стороне от моды. Поэтому именно для
„ЕМГ естественно встречать „грань
времен" столь консервативным проек-
том. Неопределимым остается адресат
новой антологии. Тот, кому интерес-
ны нюансы интерпретаций великих
исполнителей, возможность сравни-
вать их манеру в разные годы и отсле-
живать монолитность артистическо-
го облика в разных стилистических
условиях, едва ли
удовлетворится
„дайджестом", а скорее будет собирать
полные версии записей. А для любите-
лей сборников highlights репертуар
„Легенд XX века" может показаться
слишком патетически серьезным и
монотонным.
Диски „ThEMIllennium“ с большим
вкусом и щедростью оформлены, их
программы тщательно откомментиро-
ваны. И все же, задача проекта не-
внятна. По идее он должен предстать
почетной галереей звуковых мону-
ментов великим музыкантам. В дей-
ствительности же больше напоминает
наглядное пособие по анализу испол-
нительской интерпретации. Или —
по
истории звукозаписи.
К. Верникова
І
РОК/ПОП
І
Mike Oldfield
„Guitars“
W arner W E 852
К) композиций
42:48
Майк Олдфилд верен своей манере,
которая, однако, в своей непредска-
зуемости становится все более пред-
сказуемой. Можно было ожидать, что
за „Трубными колоколами, часть 3“
(1998) последуют просто „Гитары"
(1999)
, очень непритязательный, уп-
рощенный и почти академический ин-
струментальный альбом. Но, в отличие
от дисков Эрла Клафа, Ричи Блэкмо-
ра и Стива Хау, каждый из которых
отметился
своеобразным
„мастер-
классом“ по любимому инструменту,
этот альбом можно слушать. Не обо-
шлось без гигантомании, которая оста-
лась чем-то вроде осложнения у изле-
чившегося от идеализма Олдфилда.
Он более не мыслит о преобразовании
космоса и природы с помощью нового
симфонизма „колоколов“, правда по-
лагает, что замахнулся на наследие
Led Zeppelin
, Б Б Кинга, восточный
фольклор и барокко. На космогонию
вновь претендует вещица, названная
„Four Winds". Наверное, все это мож-
но трактовать и таким образом, коль
скоро критики как угодно (как прика-
жут?) трактуют литературу, а поли-
тологи —
конституцию. Но, на наш
взгляд, насыщенная гитарная музыка
Олдфилда принадлежит в большей
степени симфороку. чем чистым ака-
демическим жанрам. Гитара здесь ис-
пользует все разнообразие задержек,
секвенций
и
вау-искажсннп,
хотя
Олдфилд, по-видимому, не прибегает
к лупам и прочим студийным (нс сов-
сем честным) приемам. Ударяя „флэ-
ном" и заглушая струну, он получает
звучание ударных инструментов раз-
ного тона, и они звучат правдоподоб-
нее, чем их имитация на акустической
деке любимой 12-струнки. Например,
партия бас-гитары, а также стилиза-
ция виолончели и клавиш не вызыва-
ют проблем. По счастью, Олдфилд не
столь озабочен доказательством своей
состоятельности в полистилистике,
как те же Хау и Блэкмор. а джаз-рок
Клафа и подавно далек от ксльтнкн,
которая не дает Олдфилду покоя. Это
единственный полностью инструмен-
тальный альбом в богатой карьере
Олдфилда (он обходится даже без под-
голосков), обкатка программы обеща-
ет захватить Россию, и, очевидно, на
этот раз мы получим аудиофнлию без
примеси популизма, богемностн, аль-
тернативности и откровенной старо-
модности. В музыке альбома Олдфилд
так же хорош, как и на его обложке.
В. Елбаев
АудиоМагазин 4/1999
предыдущая страница 151 АудиоМагазин 1999 4 читать онлайн следующая страница 153 АудиоМагазин 1999 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст