КЛАССИКА
„Legends of the
20th century - 0 7 “
Jacqueline du Pré
EMI R e c o rd s 724 3 5 2 0 5 2 3 2 5
10 композиции
71:42
„Legends of the
20th century - 10“
Yehudi Menuhin
EMI R e c o rd s 7 2 4 3 5 2 0 6 5 2 2 6
Всевозможные „шедевры века" п
„итоги тысячелетия“ мощным шква-
лом надвигаются на современного
потребителя культурной продукции.
Потребность составлять рейтинги,
иерархии, коллекции
„лучшего
из
лучшего“, отделять зерна от плевел п
подводить итоги
подобна сегодня
ментальной эпидемии. Она сродни
ожиданию конца света, но гораздо
лучше удовлетворяет критериям ком-
мерческого успеха. Эта идея поверх-
ностна и прозрачна, а потому неоспо-
рима.
Новая серия такого рода выпускает-
ся с нынешнего года фирмой „ЕМ Г.
Цикл
компакт-дисков
иод маркой
„ThEMIllennium“ подготовлен компа-
нией на основе собственных архивов н
озаглавлен „Легенды XX века“. Леген-
дами предстают знаменитые исполни-
тели, каждому из которых посвящен
отдельный выпуск. Избранные герои
мировой классической сцены высту-
пают в ореоле своего коронного репер-
туара. Настоящая рецензия посвяще-
на лишь двум выпускам серии. Под
номером 7 издан альбом Жаклин Дю
Пре. Том 10 посвящен Иегуди Мену-
хину.
Сценическая
карьера
п
период,
охваченный записями английской вио-
лончелистки,
это лишь десятилетие
( 19G1
1971), попавшее в точку „золо-
того сечения“ столетия. Музыкальная
биография Менухина продолжалась
три четверти века (1924-1999). Сами
хронологические рамки убеждают, что
„портрет" выдающейся виолончелист-
ки более объективен н полон, чем tri-
bute великому скрипачу.
Для альбома Менухина отобраны
записи с конца 1950-х годов до конца
1970-х. В этот период Иегуди Мену-
хин воспринимался уже не просто как
гениально одаренный н виртуозный
инструменталист: он был дирижером
п учредителем фестивалей, лауреатом
престижных премий и кавалером по-
четных орденов, фигурой, символиче-
ской для скрипичного искусства сто-
летня и для английской музыкальной
культуры. Лишь одна запись сборника,
сделанная в 1936 году и, разумеется,
технически несовершенная, относится
к тому времени, когда складывалась
„легенда Менухина“. Остальные - к
годам,
когда
его
исключительная
скрипичная слава постепенно тускне-
ла н становилась формальной. Един-
ственная декада, охваченная искусст-
вом Жаклин Дю Пре, была озарена
стремительно завоеванным н с легко-
стью удержанным огромным успехом.
„Она была рождена для того, чтобы
играть на виолончели“,— вот типич-
ная фраза пз газетных откликов, зву-
чавших в ее адрес. Начиная с дебюта
шестиадцатіілетпей выпускницы Guild-
hall school и до последнего концерта в
1973 году Дю Пре оставалась „восхо-
дящей звездой“. Некоторые моменты
ее неуклонного ослепительного вос-
хождения запечатлены на звукозапи-
сях, собранных в альбоме.
Репертуар „легенд“— самый попу-
лярный.
всеобщий
и
неизбежный.
Диск Дю Пре вмещает виолончельные
хиты от до-мажорного Концерта Гайд-
на до Концерта Дворжака, включая
прославленный ее исполнением Кон-
церт Элгара. Альбом Менухина от-
крывается „Весной“ из „Времен года“
Вивальди, за которой следуют н Бах, п
Мендельсон, н брамсовскпй Концерт,
и Сарасате. Впрочем, включены две
11
ьес ы, п редста в л я ющие „экс кл юз
11
в“
Менухина —
его вылазки за пределы
классического исполнения: это ком-
позицпя, сыгранная-еымяровизиро-
ванная на пару с индийским гитари-
стом Рави Шанкаром, н пьеса „Tea for
two“,
извлеченная
из знаменитого
джазового альбома Менухина —
Грап-
пелли. Даже беглый перечень вызыва-
ет вопрос, как же все это умещается на
одном диске? Очень просто: цикличе-
ские произведения представлены ча-
стями, п эти фрагменты вставлены в
программу на равных с одночастными
миниатюрами. В каждом из сборников
последовательность сочинений обра-
зует странные составные „опусы". На-
пример, трехчастное нечто, составлен-
ное из умеренно медленной третьей
части элгаровского виолончельного
концерта, медленного Kol nidrei Бруха
(под аккомпанемент фортепьяно) н
финала знаменитого концерта Двор-
жака. Или же скрипичный вариант:
заглавное сонатное Allegro из „Весен-
ней“ сонаты Бетховена для скрипки н
фортепьяно, его же медленная часть,
но уже из Концерта для скрипки с ор-
кестром, а в качестве финала —
нага-
1
ИI и пенс кая ., Кам иапелла".
Подобное построение программы
не назовешь удачным. Во-первых, ча-
сти циклов много теряют, будучи из-
влечены из контекста. Кроме того, про-
изведения, звучащие друг за другом,
имеют свойство оказывать взаимное
влияние. Соседство может оказаться
выигрышным, может — неудачным,
иногда кажется абсурдным. И хотя
репертуарная магистраль обоих сбор-
ников проложена, в основном, через
зрелую классику п романтизм, в кол-
лаже стилей н замыслов на первый
план выступает их разнородность.
В альбоме Жаклин Дю Пре самым
злополучным
номером
программы
оказался Сенсансов „Лебедь". Будучи
одной из наиболее популярных пьес
виолончельного репертуара
правда,
скорее, детско-юношеского или же
приберегаемого на „бис“,
он пока-
зался необходимым составителям. По
рядом с высокой лирикой концерта
Элгара дапсантное обаяние салонной
миниатюры потускнело, ее декоратив-
ность кажется скучной и неуместной.
Как ни странно, снижено звучание и
бетховепской Пятой сонаты для вио-
лончели. Бетховен между манерным
Боккерини п чувствительными ро-
мантиками (за ним следуют Мендель-
сон, Шопен и Дворжак) „теряет в ве-
се". кажется автором музыки слишком
прямолинейной и холодной.
Однако нанорама опусов позволяет
оценить волшебное богатство испол-
нительского искусства. Диск Дю Пре
открывают первая часть Концерта
Гайдна и финал Концерта Боккерини.
АуяиоМагазин 4/1999
предыдущая страница 150 АудиоМагазин 1999 4 читать онлайн следующая страница 152 АудиоМагазин 1999 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст