музыка 147
ныи стиль авангардном мантрическом музыки, и появилась
Planet Gong. Планета Гонг — целый мир, где все социаль-
ные нормы и институты перевернуты с ног на голову и ца-
рит абсурд.
Говоря о раннем
„Гонге“,
нельзя обойти вниманием такую
личность, как Терри Райли
бывшего респектабельного
комнозитора-миннмалнста, впоследствии с головой погру-
зившегося в эксперименты с петлями. Встретив Райли,
Аллен восхитился сто техникой glissando guitar, а также
фактурой записей, что п послужило основой новаторского
„многослойного рока“
„Гонга“.
Новаторство стало очевид-
ным уже после первой записи группы — саундтрека к филь-
му под названием „Continental Circus“ ( 1970). над которым
Аллен и Смит работали в период своего парижского взлета
1968-го. Когда чаша терпения консервативно настроенных
властей переполнилась н они объявили Аллена и Смит
„культурными агитаторами“, музыкантам пришлось спеш-
но покинуть Францию, причем право на въезд не выдава-
лось им вплоть до 1971 года.
За это время Аллен и Смит выпустили два альбома на
лейбле „French Byg“: „Magic Brother, Magic Sister“
(1970) и „Banana Moon“ (1971). Хотя послед
ний являлся творением одного лишь Алле-
на, все гонговские „примочки“ оказались
на месте: п эксцентричный сюрреализм
(„Fred The Fish“), и сексуальные фан-
тазии („Pretty Miss Titty"), и, разуме-
ется. наркотики („Stoned Innocent
Frankenstein“).—
однако музыка ка-
залась продолжением старого альбо-
ма „Soft Machine“.
Вернувшись в 1971 во Францию
Давид с Джилли начали создавать
первое постоянное пристанище
„Гонга“.
коммуну, расположенную в деревенском
фермерском домике, что изображен на кон-
верте альбома „Camembert Electric“ (1971).
Записанный во время летних полнолуний альбом
положил начало как нарочито „крезовому“ персиначива-
ншо Алленом имен музыкантов (прозвища имели отноше-
ние к жаргону хиппи, к пантеону индуистских богов и пр.),
так и самой идее
„Гонга“
как планеты. Джилли Смит (кос-
мический шепот) стала Шакти Йони; француз Дидье Ма-
лерб (саксофон/флейта) превратился в Блумдидо Бэд Де
Грассе; появился Венюкс Де Люкс — звукорежиссер и зву-
кооператор, он же Доктор Переключатель; последним в
строю стал ударник Пип Пайл (имя настоящее!). Альбом
представлял собой самостоятельный отрывок космическо-
го фанка, временами слишком уж усложненный, но доста-
точно пикантный, чтобы привлечь внимание находившей-
ся тогда еще в самом начале своего пути „Virgin Records“.
Студия заметила группу и осуществила переиздан не альбо-
ма в качестве удешевленного выпуска. В 1973 году фран-
цузское ORTF T.V. сняло документальный фильм
-
повествование о жизни коммуны и о самой группе, пред-
приняв попытку успокоить обывателей, встревоженных
активностью „асоциальных элементов“, с помощью интер-
вью с владельцами местных магазинчиков, которые тепло
отзывались об „этих чокнутых артистах“, утверждая, что те
„всегда оплачивают счета, которые мы им присылаем“!
Воодушевленный успехом с „Virgin“, Аллен перевел
„Гонг"
в другую сельскую коммуну, опять в Великобрита-
нию (Оксфорд), чтобы облегчить группе доступ к произ-
водственным студиям компании. Получив таким образом
постоянный доход, группа разразилась тройкой откровен-
но психотропных альбомов „Трилогии Радио Гномов“
„Flying Teapot“, „Angel’s Egg“ („Ангельское Яйцо“) (оба
1973) и „You“ (1974), разыгрывая спектакль, создаваемый
на основе духовной и музыкальной мифологии Планеты
Гонг. На этих замечательно причудливых альбомах песни
чередуются с возвышенными нротоэмбиентными элек-
тронными выкладками, далеко опередившими свое время.
Главной составляющей стала игра вошедших в постоянный
состав группы Стива Хиллиджа и Тима Блейка. Гитара
Стива и синтезатор Блейка послужили прозрачной моно-
тонно-мантрической подкладкой для эклектических саксо-
фонных вставок и пропущенных через де/илэй флейтовых
код Малерба. Ритм тоже был плотен — Майк Хаулетт (бас)
и Пьер Мюрлен (ударные) придали воздушной поэти-
ке Аллена и Смит более четкую, чем обычно, структуру.
Вживую группа производила еще большее впечатление: по-
трясающий спектакль с использованием, впервые в рок-вы-
ступлениях, лазеров, музыканты, одетые н освещенные так,
что смахивали больше на святочных ряженых.
.. Сам Аллен
охарактеризовал живые выступления группы как „более
феминизированный вариант
llawkwind“.
(Для российских
слушателей возьму на себя смелость провести
параллель с концертами-спектаклями курехин-
ской „Поп-Механики“— хотя, честно говоря,
идея Планеты Гонг и ее зеленых обитате-
лей лично автору куда милее концепции,
в которой В. И. Ленин предстает в каче-
стве гриба со шляпкой.)
Как это часто бывает, не достиг-
ший статуса супергруппы,
„Гонг"
на
протяжении
многих
лет
служил
стартовой площадкой для многих са-
мых известных музыкантов разных
национальностей, алхимической ре-
тортой разнообразнейших музыкаль-
ных стилей, умудрялся оказывать влия-
ние на сотни групп, неизменно оставаясь
весьма странной командой и вещью в себе.
Музыканты, когда-либо вносившие свою лепту в
постоянно пополняющуюся сагу
„Гонга“,
являлись при-
верженцами самых различных музыкальных и артистиче-
ских традиций
бибоп, классическая и индийская музыка,
чистая психоделия, сценическая поэзия, теория эзотериче-
ской суфийской музыки, современная атональная класси-
ческая перкуссия, поздний мюзик-холл, музыка „эмбиент“
(еще до официального принятия этого термина).
.. даже
храмовые танцы Атлантиды —
все сыграло свою роль в
окончательном формировании уникального гоиговского
саунда. Разнородному сборищу ярких и одаренных лично-
стей удалось создать стройную духовную концепцию срод-
ни религиозной. Эклектический коктейль из множества
компонентов стал единым и неповторимым целым.
Подвергаясь воздействию различных направлений, к то-
му же в громкогласную эру блюзовых и ритм-энд-блюзо-
вых рок-экспериментов, группа
„Гонг"
была обречена на
роль вечного аутсайдера среди апологетов модных музы-
кальных течений. В эпоху торжества самовыражения и ин-
дивидуальности
„Гонг“
впервые отодвинул эти принципы
на второй план. Группа сознательно стремилась избежать
обычного фанатизма поклонников, обожествляющих своих
кумиров,— от которого, как правило, страдает большинство
рок-звезд, рискующих быть разорванными на части при по-
пытке высунуть нос из дома.
„Гонги“
практиковали жизнь в
коммуне, выступали под дурацкими псевдонимами, в об-
щем, всячески старались установить чисто человеческие
(во всех смыслах) отношения со своей аудиторией как на
сцене, так и вне ее. Их совместное обиталище было посто-
АулиоМагазин 4/1999
предыдущая страница 148 АудиоМагазин 1999 4 читать онлайн следующая страница 150 АудиоМагазин 1999 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст