132 домашний кинотеатр
годы и годы. Поэтому настоящий
прогресс в аудиотехнике в самом
ближайшем будущем будет связан с
необходимостью использования ин-
формации и достижении из смежных
областей знаний: студийной техники,
видеотехники, компьютерных техно-
логий, науки о слухе, психоакустики
и так далее.
Достижения „Perpetual Technolo-
gies“ показали реальные возможности
использования цифровых технологий
для реальных людей и, видимо, поэто-
му являются наиболее важными для
high end audio с точки зрения новых
перспектив его дальнейшего развития
вплоть до глубокого проникновения
новых стандартов (да и политики,
кстати, тоже, может даже в самую
первую очередь), к чему индустрия
почти не готова в силу отсутствия
широкого круга специалистов в этих
новых областях.
„Perpetual Technologies“ и „Etymotic
Research“—
два примера преодоления
проливов невежества между разными,
Вместо того чтобы сто раз увидеть
или услышать, мы можем сразу что-то
узнать. Почему это не делалось рань-
ше? Думаю,
по
вышеупомянутым
причинам зацикленности на важных
(как кажется всем участникам) внут-
ренних вопросах. Только когда по-
явился домашний кинотеатр, у специ-
алистов (например, у консультантов в
серьезных магазинах) возникла необ-
ходимость разбираться как с аудио-,
так и с видеотехнологиями. И тогда
открылись очень интересные вещи.
..
Во-первых, не надо говорить, что
как видеоаппаратура, так и аудиотех-
ника являются областями радиоэлек-
троники. И та и другая развивались
практически параллельно —
с начала
XX века. Если в 20-30—10-е годы в
Слева: Оптимизатор характери-
стик АС под помещение
TACT
RCS 2.0“. Справа: „Perpetual
Technologies“. На соседней
странице: цветоанализатор
исколота (Петер Форшелл —
прези-
дент „Forsell“) п так далее. Все они яв-
ляются выдающимися деятелями high
end audio, но не являются специали-
стами, даже на примитивном уровне.
В то же время в вндеоиндустрни ин-
женеры являются инженерами в пря-
мом смысле этого слова —
отсутствие
творчества не мешает им достигать до-
вольно ощутимых результатов.
Во-вторых, с физиологической точ-
ки зрения динамический диапазон
как аудио, так и видео составляет
приблизительно 10®. В случае аудио:
от уровня чуть выше тепловой флук-
туации молекул воздуха (чтобы пре-
дохранить наш слух от постоянного
шума) до болевого порога слышимо-
сти. В случае видео: от нескольких
фотонов опять же до болевого порога
зрения.
Если проанализировать поведение
красно-, сине- и зелено-чувствитель-
ных колбочек фотонпческого'’ зрения,
то мы увидим пики, характерные для
средних частот слуха, а при малом ос-
но близкими островами человеческих
знаний.
Примером
другой
такой
„шлюпки“ могут быть статьи в прессе
(например, принадлежащие Роману
Машарину), освещающие некоторые
аспекты работы студийной цифровой
техники. Их также можно считать
руководством к действию для наших
аудиоэкспертов. В свою очередь, гру-
женые баржи В. Елбаева неумолимо
движутся в сторону клинической пси-
хиатрии, прочно связывая high end с
этой очень важной для нас наукой.
Со своей стороны, не владея глубо-
кими знаниями, но имея некий прак-
тический опыт работы с видеодиспле-
ями в контексте домашнего кинотеатра,
я бы хотел внести свою лепту в попыт-
ку наметить точки слияния аудио- и
видеотехнологий. Мне думается, они
демонстрируют, как решения, найден-
ные в одной области, могут быть при-
менены в области другой —
благодаря
аналогиям, которые мы вполне можем
провести.
аудио вкладывались достаточно круп-
ные средства и аудиотехнология была
на пике своего развития, то бум видео
начался в 50-е годы, когда киноинду-
стрия впервые столкнулась с конку-
ренцией и многие увидели в телевиде-
нии технологию номер один с коммер-
ческой точки зрения. Соответственно,
если уровень аудиотехники (кроме
цифрового источника) мало изменил-
ся за последние сорок лет, то совре-
менная
видеотехнология
достигла
принципиально нового, по сравнению
с 50-ми годами, уровня качества.
Здесь, кстати, можно увидеть пер-
вое отличие аудио от видео, звука
от изображения. В high end audio до-
вольно много людей, „случайно“ ока-
завшихся в этой индустрии. Я знаю
продавца
антиквариата
(Джейсон
Блум —
„Apogee Acoustics“), специа-
листа по найму персонала (Джонатан
Скалл
-
зам. главного редактора
„Stereophile“),
радиокомментатора
(Роджер Скофф - президент „XLO
Electric“), то ли стоматолога, то ли ги-
вещенин включается скотопическое
зрение, пик которого по чувствитель-
ности приходится на низкие частоты
спектра6. Чувствительность остально-
го зрения при этом резко уменьшается,
что очень напоминает кривые слуха на
малых уровнях громкости, знакомые
каждому звукорежиссеру (это лежит в
основе принципа работы тонкомпен-
сацнп).
1
2
(1) эталонный серый, 6500" по Кельвину
(2) серый, смещенный в сторону красного
Любопытно, что объяснить споры
вокруг слепого прослушивания мож-
но также с помощью видео. Наше вос-
приятие носит относительный харак-
тер. Для правильной оценки нужен
:>
То есть работающего и лненпос* премя.
6 Поэтому до какого-то порот I» темноте все кажется
синим, затем
серым.
АупиоМагазин 4/1999
предыдущая страница 133 АудиоМагазин 1999 4 читать онлайн следующая страница 135 АудиоМагазин 1999 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст