домашним кинотеатр і зі
192 кГц при работе с обычным CD).
При этом цифровая обработка ие вно-
сит привычных фазовых искажений,
которые при использовании подоб-
ных аналоговых устройств были кам-
нем преткновения для многих аудио-
филов.
Несмотря па бум 1992 -1996 годов
область high end audio оказалась насе-
ленной специалистами с достаточно
ограниченным кругозором. Я не скло-
нен винить всех подряд, но если гово-
рить о воинствующем невежестве как
0 явлении, то наша аудиоиидустрня -
неплохой пример упертости.
Возможно
, проблема технического
прогресса —
это проблема, связанная
с „перегрузкой“ нашей способности
охватить некую область знаний. В
старых схемах ламповых усилителей,
конструкциях акустических систем,
кабелей (в особенности) легче созда-
ется иллюзия тотального контроля над
информационной базой изделия —
то есть, один инженер в состоянии до-
сконально описать работу прибора.
При новых же технологиях возникает
проблема узкой специализации —
примером может быть технология
CD. Я лично знаком со многими ко-
рифеями high end и могу определенно
утверждать, что никто из них даже
приблизительно не знает передовых
основ работы цифровых устройств.
Возникает разрыв: инженеры по ком-
пьютерным технологиям не являют-
ся аудиофилами3 и не могут учесть
всей специфики предмета, и наобо-
рот, аудиофилы-конструкторы весьма
отдаленно представляют себе цифро-
вую проблематику.
Помню, как при первой встрече с
Шушурнным в 1994 году я был удив- 1
1
За редким исключением, лишь подтверждающим
правило,—
скажем, фирма „UltraAnalog“ часто рабо-
тала на стыке high end и компьютерных технологий.
LAMM“
В. Шушурина и АС
Kharma“ на выставке в Чикаго
леи его самоуверенностью, когда он
делал заявления в стиле „здесь мне
нет равных“. Пять лет спустя, узнав
многих персонажей в этой индустрии
и познакомившись поближе с Шушу-
риным и с его послужным списком,
включающим работы в разных НИМ
бывшего СССР, я склонен с ним со-
гласиться. Его технический и жизнен-
ный кругозор, наличие обширного
опыта в смежных со звукотехникой
областях и явились тем фактором, ко-
торый позволил ему выдвинуться и
занять самые передовые позиции там,
где обитают крупные „монстры“ с на-
много большим бюджетом и возмож-
ностями. Его пример —
другим наука
(то есть тем инженерам, чье образова-
ние и опыт намного уже, а дни, похо-
же, сочтены).
Выставка в Чикаго показала, что тот
объем информации, который был за-
действован лет десять назад, на заре
high end, себя исчерпал. Для новых до-
стижений необходимо проникновение
в смежные области знаний. Одним из
примеров такого проникновения яв-
ляются
уже
упомянутые
изделия
„Perpetual Technologies“.
Еще один пример. Воспользовав-
шись пребыванием в Чикаго, я посе-
тил фабрику фирмы „Etymotic Re-
search", занимающейся исследования-
ми в области человеческого слуха,
разработкой приборов для таких ис-
следований, а также производством
слуховых аппаратов. Интересно, что
они выпускают уникальные головные
телефоны „ER-45“4, о которых среди
любителей музыки мало кто знает.
1
Цен;, [, Америке —
$330.
Являясь результатом применения от-
дельной системы знаний (науки о слу-
хе —
audiology), их конструкция, не
имея ничего общего с обычными на-
ушниками, выпускаемыми во всем
мире, имеет перед ними ряд неоспори-
мых преимуществ. По определенным
параметрам
(качество
стереобазы,
динамика, „бесшовность“ звуковой
картины) им нет равных среди науш-
ников общепринятых конструкций
(как динамических, так и электро-
статических). Эти наушники разра-
ботаны с учетом анатомии челове-
ческого уха. Однако, что интересно,
даже некоторые производители науш-
ников не знают о существовании
„Etymotic Research“. Что же касается
„ER", то, поскольку их груд основан
на научной деятельности и медицине,
они очень мало интересуются марке-
тингом среди широких слоев любите-
лей музыки.
Получается, что замкнутая на своих
проблемах аудиофильская индустрия
не самостоятельна в выборе пути сво-
его развития. Ограниченность круго-
зора и денежных средств не позволяет
участникам строить планы на обозри-
мое будущее, и они пребывают в под-
вешенном состоянии до следующего
бума.
Предыдущий толчок был связан с
политикой —
„перестройка“, „глас-
ность“ и другие изменения в мире
привели к массовому выбросу деше-
вых радиоламп из „красных" стран
(Россия. Китай, Чехословакия. Юго-
славия), что в свою очередь привело к
ламповому буму на западных high-
end-рынках.
Следующий же бум будет связан, и
это очевидно, с прогрессом в смежных
технологиях, в первую очередь ком-
пьютерных (учитывая почти стопро-
центный переход на цифровые носи-
тели как массового потребителя, так и
аудиофилов).
Стандарту Compact
Disc
Digital
Audio уже более пятнадцати лет. Пока
внимание обывателя было сосредото-
чено на проводах, конусах и протир-
ках сетевых вилок, вроде бы всех все
устраивало. Но по мере того как эше-
лон чокнутых аудиофилов „вышел в
расход“, потребовался новый и. под-
черкиваю, реальный технологический
прорыв.
Пребывание в подвешенном состо-
янии будет прервано в пеком отдален-
ном (пока) будущем подоспевши-
ми новыми цифровыми форматами
(DVD-audio и DSD/Super Audio CD).
Они, кстати, уже были продемонст-
рированы в Чикаго. Однако до их ре-
ального внедрения в жизнь - еще годы,
А уаиоМ агазин 4 /1 9 9 9
предыдущая страница 132 АудиоМагазин 1999 4 читать онлайн следующая страница 134 АудиоМагазин 1999 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст