почта
11
с ке (!), CD 93003. Второй пример
недавно вышедший альбом авторских
песен под названием „Песни нашего
века". Запись сделана на „Мелодии".
Музыка в обоих случаях гитарная (во
втором
плюс контрабас), совершенно
разная, но как она прозрачно и легко
звучит! Кроме того, в „Песнях нашего
века" звучит прекрасный хор извест-
ных бардов, исполняющих известные
всем нам с молодых лет песни. Где еще
вы можете услышать бардов, поющих
хором ( 11 человек)?
Теперь но поводу „раскрашивания"
компакт-дисков. І Іолиостью согласен с
С. Татарцсвым (см. .
.AM“ .Ne 6 (23) 98).
Действительно, при „блуждании" па-
разитных лучей в прозрачной толще
диска они не могут выйти из оптиче-
ской среды с большим коэффициен-
том преломления в среду с меньшим
(воздух) по причине полного отраже-
ния от кромок лиска. Для оптической
помехи с
X
= 780 нм (для „красного"
лазера) в самом деле „противополож-
ным" будет зеленый цвет, которым я
закрашиваю кромки лиска. А для пол-
нейшего поглощения помехи „зелень"
сверху можно покрыть черным цве-
том. Причем закрашивать не только
кромки CD, по и кольцевой бортик,
имеющийся на небольшом удалении
от центра на большинстве дисков.
Этот метод широко известен аудиоша-
манам. по он ничуть не метафизичнее
различных конусов, таблеток и т. п.
Здесь главное - не загрязнить план-
шайбу и О СС проигрывателя.
Что же касается более диалектиче-
ских способов улучшения звучания
(теперь конкретно акустических си-
стем), то я использую утяжеление
корпуса моих „КЕГ Coda 7" путем раз-
мещения сверху увесистой стопки
книг (масса бумаги не резонирует).
Причем многочисленные опыты пока-
зали особо благотворное влияние на
звук
преимущественно
академиче-
ской п энциклопедической литерату-
ры. А если серьезно, то „семерка", от
природы звучащая чисто и прозрачно,
приобретает более артикул
11
рованный
бас, не теряя своих достоинств.
<...>
Спасибо К. Никитину, И. Алдоши-
ной и С. Луше, а также за статьи про
Эллингтона и Монка. Передавайте
привет спикеру
клуба
Великих
и
Ужасных.
Также большое спасибо А. Лихпиц-
кому за статьи о творчестве Ф 11. Ш а-
ляпина. а кроме того - за мат ериал о
сравнительном прослушивании грам-
мофонов.
Д. Япцкнй,
г. Алейск-4, Алтайский край
◄ ◄ ◄
Как обладатель гигантской коллек-
ции классической музыки, я всегда го-
тов поддержать беседу об исполнении
и записи. Поддержать —
как люби-
тель. не специалист, так как в моем
арсенале только среднее музыкальное
образование и знакомство лишь с од-
ним из хороших (как мне кажется)
звукорежиссеров Феликсом Гурджи.
Итоговое качество запаса, достига-
ющее наших ушей, зависит скорее все-
го от
1) оркестра: состава, квалифика-
ции, настроя, зарплаты, погоды и пр.:
2) дирижера: его квалификации, сте-
пени знакомства с оркестром а музы-
кальным материалом, умения рабо-
тать „под запись“ плюс см. про оркестр:
3) зала: прежде всего от его акусти-
ческих параметров, о чем мы с И. А. не-
пременно напишем большую статью:
4) звукорежиссера: его квалифика-
ции, его генерального замысла, его дей-
ствий
размещения микрофонов, вза-
имодействия с дирижером и пр.;
5)
примененной техники и применя-
емой технологии:
безусловно, лучший результат чаще
всего получается, если звукореж иссер и
дирижер
единомышленники, и вся
стратегия записи вынашивается ими
как трудное, но любимое дитя:
6) инж енерного состава а принятых
технологий дальнейшей обработки за-
тки, от „первоисточника" до милли-
онного тиража.
Не скрою, может, я что-то и упу-
стил, но об одном скажу с уверенно-
стью: все это —
дело вкуса. Как с одной
стороны баррикады (дирижер, режис-
сер и иже с ними), так и с другой (мы с
вами ).
В этой связи вы, уважаемый коллега,
наверное, не обидитесь на мое несогла-
сие: блестящее, разудалое, гипертро-
фированное звучание плетневского ор-
кестра. рассчитанное на выявление
наиболее популярных, типичных ка-
честв среднестатистических аудио-
комплектов, имеющихся у потребите-
ля. мне кажется заметно уступающим
кливлендскому звучанию, безусловно,
более сухому, в чем-то даже вялотеку-
щему.
Slue кажется, в каждой записи, за
исключением откровенно завальных
(их в моей коллекции всего десятков
пять), можно и нужно искать плюсы и
воспитывать в себе тягу к поиску этих
плюсов. Я. например, обожал Е. Мра-
випского за те качества, которых ни-
когда не будет у К). Темирканова. И
обож аю Темирканова за то, чего никог-
да не было у Мравипского.
..
Теперь ближ е к технике.
Глупо возражать на то, что всевоз-
можные
манипуляции
с
компакт-
диском способны (опять-таки при оп-
ределенном стечении обстоятельств)
повлиять на звук. Кто-то заморажи-
вает, кто-то размачивает, кто-то
облучает звуком, кто-то красит в во-
енно-зеленый цвет.
„Л
вы кирпичом не пробовали?"-
спросил бы М. А.
Замечу одно: никогда не появится
общеприемлемой теории этих звукоиз -
менепий (они стоит гораздо дороже
достигаемого „неуверенного" улучше-
ния), и никогда эти шаманские штуч-
ки радикально звук не улучшат.
Все дело в том. что колдовство это
ни на что. кроме как на ошибки считы-
вания. подействовать не может, а с
последними все лучше и лучше борются
обычными „аллопатическими" средст-
вами.
Вис же, уважаемый коллега, я хочу
предостеречь от одного —
пробуйте,
экспериментируйте, слушайте, полу -
чайте удовольствие. А вот строить
теории
удел специалистов. Так, с
точка зрения линейной оптики совер-
шенно все равно, каким цветом закра-
шивать баек. Зеленый противополо-
жен красному (а точнее, пурпурному)
с точки зрения типичной фотографи-
ческой колориметрии, да и с точки зре-
ния человеческого глаза (то есть так.
как „противоположны"лимон и сахар в
чае). Физических основ для этого про-
тивоположения нет.
Теперь о моей любимой „KEF Coda
7“.
Как пи странно, ее разработка и де-
тальное знакомство с ней показыва-
ют. что эта АС — средоточие сплош-
ных недостатков. Слабый корпус с
тоненькими стенками, дешевые ком-
плектующие в фильтре, неправильно
рассчитанный фазоинвертор, отсут -
стене заполнения поглотителем.
.. А
играет здорово. Что же касается ва-
ших: опытов, то давно и однозначно
известно: звучание дешевых
ЛС
сильно
портит паразитное излучение корпу-
са. Непосредственными (не специаль-
но
организованными)
измерениями
этот процесс не отловить, если он не
носит резонансного характера. А вот
победив его или напугав, можно до-
стичь неплохого эффекта. Не следует
только думать, что „усугубление"лю-
бой АС посредством БСЭ2 неизбежно
улучшит звучание.
К. Никитин
-
I >«
>
. ІІІІІІІІЯ Ошстскля .’ )||ЦНК.10Н(*ДИМ.
А у п и о М а г а з и н 4 /1 9 9 9
предыдущая страница 12 АудиоМагазин 1999 4 читать онлайн следующая страница 14 АудиоМагазин 1999 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст