автосалон пэ
попробую объяснить существо дела
самостоятельно, в меру собственно-
го разумения.
На эстрадных концертах уровень
громкости звука ограничивается мощ-
ностью системы звукоусиления. Низ,
а иногда и верх спектра разгоняют до
исступления. При записи на диск или
при передаче в эфир спектр прихо-
дится немного подравнивать. Причин
для этого много, основная —
желание
работать в верхнем участке доступно-
го динамического диапазона системы
передачи сигналов, будь то диск или
радиоканал. В итоге басы и ударные
звуки как бы скрадываются. Особен-
но заметен эффект при малых разме-
рах сгереобазы. Звук кажется приду-
шенным. невыразительным.
Если форсировать фронт огибаю-
щей сигнала, то звук оживает, стано-
вится более масштабным, разверну-
тым. просторным. Особенно заметен
положительный эффект при прослу-
шивании в тесноте, например в сало-
не машины.
Истоки динамической обработки
сигналов лежат на эстраде. Достаточ-
но назвать разработчиков ВВЕ. и все
станет ясно: Лео Фендер („Fender
guitar“) и „Barcus Berry Electronics“.
Много
интересного
можно еще
рассказать про аудиооснастку этой
машины. И про звучание. Разумеет-
ся, на эти деньги можно было купить
шикарный
домашний
аудиокомн-
лекс, и конечно, в машине звучание
практически всегда оказывается бле-
днее, чем дома. Против физики не
нонрешь. Но стоит постараться
и
получишь удовольствие от хорошо
сделанной работы п приятного звука.
Первое, на что обращаешь внима-
ние, включив звук,
это контраст.
Автомобиль-внедорожник обвешан
всякими фенечками и разукрашен,
как панк. А звучит по-домашнему.
Ставлю диск Г. Свиридова, „Пасто-
раль“ (из музыкальных иллюстраций
к повести А. Пушкина „Метель").
І Іежпое, доброе лирическое произве-
дение.
.. II первые же такты заставля-
ют забыть, что ты сидишь за рулем
машины, предназначенной для гонок
по пересеченной местности.
Или „Зимняя дорога“, подходящее,
по крайней мере по названию, произ-
ведение. Сюжет „Дороги“ разворачи-
вается в прямом смысле —
камерное
вступление
продолжает
„полное
включение“ всего оркестра. Аудиона-
чиика кабриолета передает масштаб
звуковой сцены вполне прилично,
даже по меркам домашнего аудио.
Фрагмент „The Race“ в исполне-
нии
Yello
с тест-диска Алана Парсон-
са
это, наверное, самое близкое к
автозвуку и по содержанию и по
форме произведение из моей фоноте-
ки. Крутанул ручку громкости впра-
во
и полное ощущение движения.
Про бас я уже говорил, повторять не
буду, дополню: и дома за такой сабву-
фер было бы не стыдно.
Диапазон приемлемости у аудио-
тракта оказался широкий: от „Зим-
ней дороги“ до „The Race“. К темб-
ральним признакам звука претензий
нет, пространство звуковой сцены
передается на твердую четверку. Ко-
нечно, для симфонической музыки
стереобазу хотелось бы сделать по-
больше.
.. Ну метра бы три. Но где ж
такую машину взять?
Если бы инсталляцию делали сего-
дня, то. наверное, что-то сделали бы
по-другому: возможно, п звук ока-
зался бы лучше. 1
Го лучшее, как изве-
стно,—
враг хорошего. А работа в ка-
бриолете „Mercedes Benz“ сделана
хорошо. Это факт. ◄
Испытательны
У
с и л и т
е л и м
о щ
н о с т
и
и а к у с т
и ч е с к и е
с и с т е м ы
Константин НИКИТИН,
М ихаил СЕРГЕЕВ
Усилители мощности
К. К.
Н аконец-то мы добрались до
тех узлов автоаудиотракта, которые
можно не боясь потрогать руками и
прочими электроизмерительными при-
борами. Напомним читателю, чем же,
собственно, по нашему мнению, вы-
звано появление мощных „выносных“
УНЧ в автоаудиокомплектах.
Первое.
Я. так же как и М. А., уверен,
что энергетического запаса головного
устройства с лихвой хватит для музы-
кального озвучивания салона любого
легкового автомобиля. Все разговоры о
том, что музыка должна возвыситься
над шумом работающих механизмов,
мы не поддерживаем: хорошее головное
устройство легко обеспечивает в салоне
105- 110 дБ громкости. Если механиз-
мы создают что-либо похожее.
..
Луша.
Ну, тогда простите. А музы-
ка
она и так возвышается над меха-
низмами!
К. К.
Следовательно, дело в чем-то
другом. Вот в чем. В автомобиле слу-
шатель
лишен
многого из того, что он
имеет дома. Естественная стереопа-
норама, натуральный тембральні,™
баланс, реальный динамический диа-
пазон —
все это не дтя автомобиля1.
Поэтому там, где саг audio способно
„прогнуться“ п выдать нечто недо-
ступное для домашнего аудио,
пожа-
луйста —
оно это делает. Это прежде
всего касается громкости, и особенно
громкости на басах. Глубоким заблуж-
дением является утверждение, что для
воспроизведения баса нужна комната
какого-то определенного объема, п не
меньше. С легкой руки одного из на-
ших коллег заблуждение это овладело
многими читателями. Ответственно
заявляю: бас возможен в помещении
любого объема, только нот характер его
*
Хотя, конечно, ко всему этому можно п нужно
стремиться.
при уменьшении объема будет для слу-
шателя меняться; это трудно описать,
но легко услышать. Полная потеря
„филармоннчностн“ баса произойдет
при уменьшении размеров комнаты до
длины волны. Но, сидя в движущемся
автомобиле, мы настолько увлекаемся
„игрой в музыку“, что эта и еще целый
ряд других условностей нас волновать
перестают2. Главное
чтобы било по
ушам.
Второе.
Итак, нужна громкость, сле-
довательно, нужна мощность. Совре-
менная ситуация такова, что в мощных
транзисторных усилителях получить
большую мощность и высокую линей-
ность при двенадцати вольтовом пита-
нии можно. Лучшие МДП-транзисто-
ры имеют остаточное сопротивление в
единицы миллном, и в идеале моего-
2 О пасти схожая ситуация существует с головными
телефонами (как с кулинарией и „Макдональдсе“.
С. Л).
АупиоМагазин
4/1999
предыдущая страница 120 АудиоМагазин 1999 4 читать онлайн следующая страница 122 АудиоМагазин 1999 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст