94
аудиоклуї
стояла задача разработать звуковой
формат нс только для видео, но п для
некоего интерактивного диска, способ-
ного проигрываться не только на ком-
пьютере, но и на специальном по-
греб іітел ьском проигрыватсле, под-
клгаченном к телевизору. Кроме того,
планировался и высококачественный
диск, способный „подвинуть“ на рын-
ке систему с аналоговой видеозаписью
вроде LD. Позже фирма „Philips“-
за-
казчик этого дела, ранила пойти соб-
ственным путем, и на представленных
осенью 1991 года в США проигрыва-
телях (в Европе они появились лишь
через год) нового интерактивного ди-
ска CD-1 можно было крутить Video
CD, однако в самих
программках
(всяких справочниках и простеньких
игрушках) использовался низкокаче-
ственный монозвук цифрового форма-
та с разрядностью 8 бит и частотой
дискретизации 11,025 кГц - без сжа-
тия, ибо вычислительная мощность
тогдашних недорогих процессоров (пу
не применять же в телеприставке про-
цессор класса „Intel 486 DX“) была не-
велика для таких вещей, как работа с
собственно программами и распаковка
„MPEG Audio“, да и дисководы были
лишь односкоростными, а винчестеров
в прис тавках не было.
Так вот, в мифическом „высокока-
чественном“ диске планировалось за-
писать несколько звуковых дорожек
с
разным
качеством, образующих
своего рода „слои“ (layer —
тал.,
слой). В первом „слое“ должны были
находиться звукоданные для фрон-
тальных каналов, конвертированные
в „MPEG Audio" с минимальным
уровнем сжатия, во втором —
данные
тыловых каналов, сжатые со средним
уровнем, а в третьем
служебная зву-
ковая дорожка, например, с синхрон-
ным переводом. В дисках CD-I хотели
применить сжатие типа „Layer 2“ п
„Layer 3“ все с тем же переводом
(„Philips“ планировал подмять евро-
пейской рынок мультимедиа). Но эти
планы „Philips" рухнули с появлени-
ем настоящих компьютеров, а вот де-
ление на „слои“ осталось. Есть и еще
некоторые различия между этими
разновидностями MPEG, и я сейчас
их опишу.
Итак, „MPEG Audio Layer I” подра-
зумевает малый уровень компрессии
(от 1:2 до 1:4) с малой степенью избы-
точности кодирования, необходимой
для защиты от ошибок. Если принять
за единицу отсчета поток несжатых
данных цифрового формата 16 бит/
44,1 кГц. то минимально допустимы!”!
сжатием „Layer 1“ поток данных со-
ставит 384 кбпт/с для стерео про-
тив 1411,2 кбит/с у „несжатого“ CD-
audio. Все. что относится к „MPEG
Audio Layer 2“, лежит в пределах от
1:6 до 1:8 от исходного, то есть от 256
до 192 кбит/с, если за основу взят
формат „CD DA" или аналогичный по
параметрам. В реальной жизни наи-
более распространены форматы со
скоростью потока 224 кбит/с, стерео,
н 192 кбит/с, стерео (оба
16 бит/
44,1 кГц), п 192 кбит/с, стерео, 16 бит/
48 кГц. Первый вариант соответству-
ет „Video CD 2.0“, второй
системе
MUSICAM, применяемой в цифро-
вом радиовещании DAB, а третий -
DVD-video со стереодорожкой (все
старые фильмы, как просто стерео,
так н с матричным кодированием
„Dolby Stereo“). Наконец, „Layer З"
допускает сжатие данных от 1:10 до
1:12. то есть от 128 до 112 кбит/с, сте-
рео, 16 бит/44.1 кГц. Он также пред-
полагает высокий уровень помехо-
устойчивого Кодирования. Последнее
является его сильной стороной в
сравнении с „Dolby Digital“, предпо-
лагающим меньший уровень защиты
от ошибок н лучший алгоритм восста-
новления данных. Вариант „MPEG
Audio Layer 3“ с потоком данных
64 кбит/с на канал должен был стать
основой многоканального звука на ев-
ропейских DVD. Но не стал, уступив
дорогу „Dolby Digital" с теми же
64 кбит/с на канал, нос худшей моде-
лью декомпрессии.
Вот „MPEG Audio Layer 3“. или
просто „МР 3“, п лежит в основе кар-
манных рекордеров, о которых идет
речь. High end это или нс high end?
Пес его знает. Если DVD-video это
high end, то что же такое „Video CD
2.0“. при всей пакостности изображе-
ния звучащий иногда гораздо лучше
крутых многоканальных „боевнчин"
на DVD? Помнится, я записал не-
сколько „демок“ на CD-R. где были
представлены варианты без компрес-
сии, с компрессией, соответствующей
уровню Video CD (см. выше), н с
компрессией ATRAC 4.5 (142 кбит/с),
причем все данные были, естествен-
но. распакованы п записаны в виде
обычных дорожек формата CD-audio.
Так вот, самые ортодоксальные аудно-
мопашища п всякие епископы не мо-
гли
найти
отличие
„CD
DA“
от
„Video CD 2.0“, п лишь немногие по-
чувствовали разницу между „CD DA“
її мини-диском. Когда я объяснил, в
чем дело, посредством дистанционно
управляемого мною Пашарппа, все.
конечно, сразу поняли что к чему, н
Салтан начал выползать не так плав-
но. Господин Нагучи из российского
представительства „Sony", которому
я подарил копию диска, тому свиде-
тель. Что касается „МР 3“ в его луч-
шем проявлении, то он звучит на
уровне хорошего проигрывателя ми-
ни-дисков и лучше „Dolby Digital".
Значит —
high end.
А вот и машинки
Для работы всех этих машинок не-
обходим компьютер. Это их основной
недостаток. Другое дело, что годится
самый дешевый компьютер, хоть „Pen-
tium 75" с 16 Мб ОЗУ п видеокартой
с 512 кб видеоОЗУ, а звуковая карта,
в общем, необязательна. Нужны две
вещи
привод CD-ROM, способный
считывать данные с аудиокомпактов
па жесткий диск, и операционная си-
стема „Windows 95“ любой версии
(„Windows NT 4.0" тем более подой-
дет). Беда в том. что многие приводы
с интерфейсом IDE не могут читать
данные с аудиокомпактов и сводить
их на жесткий диск в виде „л\ а\ “-фай-
ла. А вот дисководы CD-ROM со
SCSI годятся почти все. Современные
дисководы CD-ROM с IDE. имеющие
функцию DAE (Digital Audio Extrac-
tion), также делают это. См. докумен-
тацию к приводам.
Первую машинку вы можете ку-
пить в любой лавке, где сидят офици-
альные дилеры
фирмы
„Diamond
Multimedia". Она называется „Dia-
mond Rio“ и стоит около $250. За эти
деньги вам дадут красивую коробоч-
ку. в которой лежат сама машинка,
кабель п адаптер для подключения к
параллельному порту (куда обычно
подключают принтер), сумка (как у
кенгуру) н CD-ROM с программным
обеспечением її драйверами. Коро-
бочка имеет размер 8 х 6,35 х 1.8 см и
весит 70 грамм, а ко всему прочему
еще и чудно выглядит. Питается от
батарейки 1,5 вольт типа АА, как в
кассетных плейерах.
В комплекте
еще есть наушники, которые следует
немедленно сменить на что-нибудь
приличное, „AKG“ там или „Senn-
heiscr".
сами понимаете.
Звучит эта штуковина очень хоро-
шо. В ней применен ЦАП „Analog
Devices" AD 1859 (такой же, как в
проигрывателе CD „Cyrus daD3Q").
который
я
много бранил, но для
уличного плейера, где уровень внеш-
них шумов не даст повода рыться в
обер- и унтертонах, он звучит просто
замечател ьно. „Музы кал ьная точ і гость
этого, г-м.м.
.. «Rio» меня просто пора-
зила.
..“—
сказал бы Г. Микаэлян. И
точно, Салтан вылезает строго по ча-
сам. Которые висят у меня над столом.
„Rio"
наглядная демонстрация
моей „шелухи о MPEG-декодпрова-
АулиоМагазин 3/1999
предыдущая страница 95 АудиоМагазин 1999 3 читать онлайн следующая страница 97 АудиоМагазин 1999 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст