музыка
91
пых шедевров - всех двадцати четырех
номеров —
суть главные исполнитель-
ские шедевры. Когда я слушаю ослепи-
тельный, немыслимый, нечеловечески
совершенный Sanct us, Sanctus по ту сто-
рону людей и дирижеров, мне хочется
зажмуриться. К
такому
Баху надо идти
десятилетиями. В течение восьмидеся-
тых-девяностых годов Херевег и шел
к неправдоподобной чувственной силе
и чистоте пения обоих своих хоров ( вто-
рой —
La Chapelle Royale Paris) и к со-
вершенным исполнениям Джезуальдо,
Палестрины, Лассо, Шютца, Баха. Мо-
царта, Бетховена, Мендельсона, Брамса.
В записях Мотетов Баха, Респонсориев
Страстной
Субботы
Джезуальдо,
Geistliche Chormusik 1648 Шютца или
Немецкого Реквиема Брамса Филипп
Херевег уже преодолевает болевой эсте-
тический порог. За ним худ. впечатле-
ние уступает место физическому сча-
стью-страданию. И, конечно, Херевег не
собирается шагать через порог обратно.
Качество звука,
причиняющее
наслаж-
дение, давно позволило ему раз и на-
всегда забыть толмачество интерпре-
таторов-концеитуалнетов, а равно и
ортодоксию ревнителей исторических
правд. В каждый момент звучания он
достигает
полноты музыкальном „сей-
час".
Полнота эта превышает нашу воз-
можность отдельное „сейчас" схватить
умом-чувством. Потому приходится пе-
реслушивать музыку раз за разом. Тру-
диться. Ретроспективно собирать ее об-
раз, подаренный нам Херевегом. Это ли
нс критерий оценки всякого художест-
ва: сколько времени из единственной
жизни мы хотим с ним прожить?
Больше, чем —
по слабости душев-
ной
можем. (10, 15,21)
Concertos pour piano 3 et 4
Концерты № 3 и 4 для фор-
тепьяно с оркестром
Йос ван Иммерсель, молоточковый клавир
Tafelmusik, дирижер Бруно Вайль
Звукорежиссер не указан
Sony Classical SM
К
60015
69:11)
1997 год
В фонотеку Нос ван Иммерсель уже
попадался, но как дирижер, исполняю-
щий Шестую н Восьмую симфонии
Шуберта со своим оркестром старин-
ных инструментов Ап!та Еьегпа. Здесь
„чужой" оркестр ТУНпигок часто обы-
грывает пианиста, а при заочном срав-
нении и его собственный коллектив,—
хоть и не так знаменит и уж подавно не
столь известен отечественному любите-
лю. Вроде бы оркестр и солист играют
каждый „про своего Бетховена“. Это
разнообразие, даже разнородность при-
дает их совместному исполнению со-
ревновательный оттенок, но не совсем
тот, что подразумевается жанром кон-
церта. Тем-то и интересен результат.
Кто привык к великим интерпрета-
циям. может не беспокоиться. Да и ка-
кое может быть величие, если усилие
по нажатию клавиши на современном
рояле равняется семидесяти граммам,
а на бетховенском —
тридцати? Ника-
кого величия, никакой интерпретации.
Одна сплошная бесполезная хрупкая
красота. Хранитель фонотеки много-
кратно замечал: слушатели крайне ле-
нивы, когда дело доходит до смены
слуховых привычек. Хранитель наблю-
дает в основном профессионалов, кото-
рые воспитаны концертами и записями
прошлых великих интерпретаторов.
Тем более удивительным ему всегда ка-
залось вот что. Аутентичные исполни-
тели. даже и крупные, гораздо чаще вы-
зывают у слушателя отторжение, неже-
ли приятие. При этом человек,
имея
уши.
конечно же, слышит. Все налицо:
безукоризненная точность, свобода об-
ращения с текстом, основанная на ор-
ганическом владении правилами игры
и Правилами Игры.
.. И так далее,—
го-
ворит он, переминаясь с уха на ухо.
Вот, вкратце, его монолог.
Все это хорошо, по для меня не имеет
большой ценности. Даже если за добле-
стями скрывается огромный талант и
мощь (как у Иммерселя. например.
Прим, хранителя),—
все равно он тра-
тит их „не туда". Зачем он прячется за
текстом так. что его уж и не слышно?
Я хочу слышать за музыкой живого че-
ловека. Подайте мне личность, которая
скажет мне обо мне. Этой ли, другой ли
музыкой - не так важно.
Вот и Гленн Гульд делит артистов па
две группы. Одни выжимают из инст-
румента все возможное, ставят орудие
своего музыкального производства в
центр всеобщего внимания. Другие об-
ращаются к слушателю напрямую, как
бы минуя инструмент, как бы делая
вид, что они „просто говорят“ и что они
так же делали бы это, будь у них под
руками другой инструмент. (Добавим:
даже и не будь никакого.)
Этим гульдовским противопоставле-
нием можно выразить разницу, даже не
разницу, а глубочайший сущностный
контраст между
поэтом-художником
и
исполнителем-виртуозом.
Оба - меди-
умы, но.
..
Исполнитель транслирует намере-
ния автора, глубоко вживается в текст.
Расширяет само понятие „текст“, вклю-
чает в него обстоятельства, эпоху, тог-
дашний (и туземный) кодекс компози-
торской чести. То есть рассматривает
текст, автора, эпоху как суверенные и
обособленные явления, представитель-
ствовать от которых он и старается,-
возможно более точно, верно-подлин-
но,
аутентично.
11оэт-художник полагает любые исто-
рические детали хоть и крупными, но
не определяющими. Как всякий поэт,
он верит, что частное художественное
помешательство
только ответ всяко-
го поэта на, простите за выражение,
благодать, нисходящую из общего ис-
точника. К коему и следует припасть,
как раз минуя инструмент, автора и
даже, может быть, вверенный вид
искусства. Худ. продукт в пределах
этой системы ценится как средство
связи с *** (впишите сюда одно или не-
сколько из следующих понятий: выс-
шее, абсолют, Бог, прекрасное, истина,
трансцендентное). Искусство тем са-
мым замещает религию, а зачем?
Йос ван Иммерсель как пианист (да
и дирижер —
см. рецензию на запись
двух симфоний Шуберта, „АМ“ № 1
(24)
99) соединяет в себе оба описан-
ных типа и тем самым сводит на нет их
противостояние. Тогда к чему весь
этот псевдоэстетический треп от тре-
тьих лиц? Хранителю нечего сказать?
Почти гак. О самом Иммерселе
почти нечего. Игра его совершенна в
отказе игрока от себя ради играемого.
Она. эта игра, в то же время крайне об-
щительна Пусть и о нем общаются и
спорят некие лица. 11усть третьи, пусть
вымышленные, призрачные. Ведь Им-
мерсель есть некий фантом, кочующий
гений места. Были такие локальные бо-
жества, genii loci, они имели силу толь-
ко в родных узких пределах. Наш герой
у
любого источника остается в силе. И
в духе. (10,14, 15)
АупиоМагазин 3/1999
предыдущая страница 92 АудиоМагазин 1999 3 читать онлайн следующая страница 94 АудиоМагазин 1999 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст