почта
произведении симфонической музыки
сильно искажаются оркестровые
tutti.
„25ЛСЭ-101" [выдерживают] большую
мощность, и этого недостатка нет.
В этом их ценность. Что касается
компрессионных колонок, то все они
искажают классику. Конечно, немного
помогают ламповые усилители. Но все
же эти АС звучат грубовато, независимо
от их стоимости. Я считаю, что большие
колонки должны звучать, как I -2-ват-
тные динамики, с такой же легкостью.
11о таких колонок, кроме электростати-
ческих. не существует в природе. 15
этом ценность „ESL-63“, „АСЭ-10Г,
„QUAD ES“ и т. д. Извините за резкие
оценки, прошу прошения, я все-таки не
профессионал, по за все эти мысли я до-
статочно дорого заплатил. I I меня все
это сильно задевает.
Ю. Улафф,
г. Шебекнио, Белгородская обл.
Будучи человеком, давно и горьким
опытом приученным прислушиваться
к чужому мнению, в какой бы форме
оно ни было высказано, оставлю бел
особого внимании тот факт, что нача-
ло ,„ш здравие" („о влиянии цифрового
жука на человеческие ощущения“), на-
строившее меня на профессиональный
лад (читатель со стаж ем знает, в чем
я специалист), вскользь прошмыгнуло по
полупроводниковому звуку, и далее ав-
тор углубился в ,л'юбу, скотство, мелко-
темье, наркоманию,
проституцию
",
проистекающие от транзисторов.
О,
знали бы господа Бардин, Брит-
тейн и Шокли и товарищ Лосев о том, в
какое болото они затащили цивилиза-
цию!.
.
Теперь по порядку.
Действительно, может показаться,
что наша нынешняя молодежь, взра-
щенная на „I like to more it more it.
..“,
вконец испорчена, и в том числе беско-
нечным транзисторно-дебильно-бум-
боксным суррогатом, с которым у мно-
гих лиц моего поколения ассоциируется
любая подростковая тусовка. Мне са-
мому глубоко несимпатичен нескон-
чаемый поток бездарно-компьютер-
ного. коммерциализированного звука,
доносящийся до нас по каналам FM и
TV. Но делать столь резкие и скоропа-
лительные выводы, как Ваши, уважае-
мый коллега, я пока не готов.
Во-первых, дате отвлекшись от вы-
соких технических материй, замечу,
что отнюдь не мал отряд слушателей,
для которых глубоко безразлично, тран-
зисторный усилитель или ламповый,
аналоговый тракт или цифровой. Для
них Фуртвенглер, извините, он и в Афри-
ке Фуртвенглер.
.. И испортить его бук-
вально ничем невозможно. Дальше
больше. Для кого-то и Фуртвенглер
не самоцель. Они любят Чайковского.
Бетховена, Брамса.
Ехал я как-то в купе поезда. Попут-
чик был угрюм и скучен, в конце концов
мне удалось его чуть-чуть разговорить.
Выяснилось, что едет со мною страст-
ный меломан, поклонник Петра Ильича
с сорокалетним стажем. Вот, жаловал-
ся он. передают всякую всячину, а пет
чтобы любимое
что-нибудь поста-
вить.
..
То ли в шутку, то ли из озорства я
предложил попутчику насвистеть что-
нибудь чайковское. Неожиданное
„.1
вы
сможете?“ и блеск надежды в его глазах
заставили меня задуматься и сделать-
ся чуть серьезнее. Свищу я вообще-то
неплохо, но до В. Фуртвенглера либо
К. Иванова (или даже до булгаковского
Азазелло) в общем мне далековато.
..
Так или иначе - свистел я до посине-
ния губ.
..
Километров эдак четыреста.
.. Пока
не кончился весь Чайковский.
.. И тем не
менее, акцепт я сделаю вовсе не на
этом. Мне вообще кажется, что музы-
ка, заслуживающая внимания, вовсе не
ограничивается аналогом, лампой, Чай-
ковским и Фуртвенглером. И не я это
придумал, и догадывались об этом еще
задолго до фильма „Антон Иванович
сердится". II глубокую вовлеченность,
способную привести к серьезным ду-
шевным переживаниям и отчетливому
ощущению сопричастности, могут вы-
звать и Щедрин, и Жар/>, и Меркыори, и
Гёттель.
..
Я не собираюсь вставать на позиции,
прямо противоположные Вашим, ува-
жаемый коллега, и тиражом в 30000за-
являть. что право па жизнь имеет вооб-
ще всякое
звукоизвлечен не,
способное
привлечь внимание достаточно большой
группы индивидуумов. Речь идет не о
праве на ж изнь, а о том. что сама жизнь
берет на себя право возносить до небес
одних и предавать забвению других.
Кто знает, про кого из наших современ-
ников лет через двести скажут „вели-
кий “?
Я вообще не приемлю крайних сужде-
ний. Сознаюсь, я не только не люблю,
например, А. Пярта и симфониста
А. Шнитке.
.. Не побоюсь сказать, что
мне не нравится Шостакович, и если
спросят почему, доходчиво и просто
объясню. Для того ведь и существует
много всякой музыки, чтобы каждый
мог выбрать свою.
А что касается „скотства", так ведь
еще не стихло эхо от стука кованых са-
пог под „Дойчен зольдатен унд ди офи-
цирен.
.." со свастикой буквально через
час после прослушивания марширующи-
ми
живого (!)
Фуртвенглера.
..
IIе помог Фуртвенглер, вот ведь как
получается.
..
Теперь обратимся к области более для
меня привычной.
Дискуссия „лампа или транзистор",
набившая, я думаю, оскомину каждому
второму читателю, на этот раз мною,
безусловно, поддержана не будет. Я
лишь позволю себе отметить один
факт, к которому непременно вернусь
впоследствии. Помимо просто пижонов,
для которых ламповый звук был бы еще
ламповеє, если бы вместо б ИЗ С па бал-
лоне писали бы 6$ЗС или сумму еще
круче, существует и немалый отряд
„специалистов ". д ія которых ламповый
звук - это малая энергия высших по-
бочных гармоник, неглубокая (ЮС и т. п.
Поверьте мне как кое в чем смысля-
щему коллеге, что сделать сейчас тран-
зисторный усилитель, „транзистор-
ность" которого не смогут выявить
весьма и весьма непростые эксперимен-
ты в спектральной области,
не такая
уж архисложная задача. И гармоники
будут, как у лампы, и связь будет, как в
ФАПСИ.
Более того, записав, скажем, того же
Фуртвенглера
(1(1))
на лист бумаги,
как кардиограмму, через ламповый и че-
рез такой вот транзисторный усили-
тель и сравнивая
глазами
поведение
кривой, можно, даже будучи грамотным
акустиком, никакой разницы не обнару-
жить!.
.
А ушами обнаружить! Музыка —
она
ведь для ушей, а не для глаз, и у.нс тем
более не для преобразования Фурье!
Вот где интересная проблема. Вот
Вам, коллега, рекбус, кроксворд.
..
Как
выявить искажения
временной
струк-
туры музыкального сигнала с точки
зрения человеческого уха
(каламбур
получился)
вот суперзадача элект-
роакустики XXI века (здесь я в чем-то
цитирую И. А. Алдошину).
Л
„лампа
или транзистор“— это, уважаемый,
мелковато, впрочем, как и „аналог или
цифра".
В качестве разрядки напряж енности
замечу, что во многом разделяю Ваше
пристрастие к экспертам и особенно
экспертная в возрасте 15
'20 (ну. мо-
жет быть, 25) лет. Сам, очерствев, за-
прагматичнев и переслушав, уже давно
не „улетаю", по крайней мере от музы-
ки. как это бывало лет 20 назад от ор-
кестровых пассажей Р. Штрауса („Так
говорил Заратустра"), первых форте-
пьянных нот Второго концерта Рахма-
нинова и апофеоза
allegro non troppo
из
Шестой симфонии Чайковского.
А удиоМ агазин 3 /1 9 9 9
предыдущая страница 8 АудиоМагазин 1999 3 читать онлайн следующая страница 10 АудиоМагазин 1999 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст