86
музыка
.’місток, поставил его на пюпитр и ска-
пал: «Давай сыграем эту тему. Я здесь
выписал все гармонии, но тебе необя-
зательно следовать нотам. Играй как
слышишь»“.
Это была та музыка, о которой Чар-
ли мечтал. Необычные мелодии и со-
звучия заставляли думать и подстеги-
вали воображение.
.. Коулмену тоже
очень не хватало коллегн-еднпомыш-
ленника. В результате родился квар-
тет Коулмен
Черри
Хейден
Хиггинс, через два года открывший
серию своих исторических записей на
фирме „Atlantic“. Альбомы „Change
O f The Century“ и „The Shape O f Jazz
To Come“ стали вершиной творчества
квартета, объединив в себе компози-
торский талант Коулмена, импровиза-
ционные и одновременно мелодиче-
ские способности Хейдена, свободный
и яркий стиль Хиггинса и пронзитель-
но-лирический тон „карманной“ тру-
бы Дона Черри. Одна из последующих
работ, „Free Jazz“, записанная сразу
двумя квартетами, играющими каж-
дый свою импровизацию (к основно-
му
составу
присоединились
Эрик
Долфн. Фредди Хаббард, Скотт Да
Фаро и Эд Блзкуэлл), дала имя новой
музыке и стала ее манифестом.
Чарли научился у Орнетта Коулме-
на принципам свободной импровиза-
ции. когда определенные мелодии и
гармонии служат только источником
вдохновения, но не держат музыканта
жестко „при себе“. Виртуозность как
таковая здесь была необязательна,
главное заключалось в соединении
свободных гармонических п мело-
дических схем с ярким лиризмом, ко-
торый всегда был свойственен кон-
трабасисту. Эта особенность и стала
ключом к успеху: все проекты, в кото-
рых в дальнейшем участвовал Чарли
Хейден, отличает несомненная доля
романтизма
он смягчает внешнюю
жесткость и колючесть необычных
звуковых сочетаний и интервалов но-
вого джаза. Не зря в одном из своих
уже поздних интервью музыкант го-
ворит: „Я хочу, чтобы мои слушатели
были затронуты чистой красотой му-
зыки, чтобы они осознавали эту кра-
соту просто как часть своей жизни,
часть всего мира и чтобы они запом-
нили важность романтических ощу-
щений“.
Конец шестидесятых. Чарли с же-
ной Рут живет в Ныо-Йорке, часто
выступает с Тонн
Скоттом,
Арчи
Шейном, входит в состав квартета с
Кейтом Джарреттом, Полом Митни-
ком и Девн Редманом (они вместе за
десять лет записали дюжину альбо-
мов на разных лейблах), продолжает
сотрудничество с Коулменом и. что
самое интересное, исполняете одина-
ковым интересом и успехом любой
джаз, независимо от направления.
Один из величайших свинговых тру-
бачей Рой Элдридж, на дух не пере-
носивший со в рем сн и ы і і с вободн ы і і
стиль, однажды спросил Хейдена по-
сле совместного концерта в клубе
„Half Note“: „Как тебе вообще удастся
играть и с Орнеттом, и со мной?“. Рой
получил простой и совершенно нео-
жиданный ответ: „Легко. Вы оба пре-
красные музыканты и делаете одина-
ково великолепный джаз.
Разница
совсем невелика“.
Семья Хейдена увеличивалась, ро-
дился сын Джошуа, это требовало но-
вых расходов, а музыкант был вовсе
не богат. Впервые ему пришлось идти
в кабалу на студию звукозаписи, ра-
ботать сессионным музыкантом, де-
лать джииглы.
.. Он чувствовал себя
буквально больным, осознавал, что
расходует себя по пустякам и делает
то, что нс любит и во что не верит. Но
ему все же повезло, да и талант нако-
нец сработал
собственные проекты
стали приносить доходы, и больше, по
его словам, он „никогда в жизни не
брался за работу, к которой не лежала
душа“.
В 1969 году Чарли вместе с пиани-
сткой и композитором Карлой Блэй
организовал оркестр из 11 музыкан-
тов иод названием „Liberation Music
Orchestra“ („Оркестр музыки осво-
бождения“). Они много и с успехом
гастролировали, а записи оркестра
все как одна были отмечены всевоз-
можными призами. Первый альбом
получил
французский
эквивалент
Грэмми („Grand Prix Charles Cros“), a
также был номинирован на саму пре-
мию Грэмми. Хейден был награжден
также премией „Guggenheim Fellow-
ship" за композицию. Два следующих
альбома этого оркестра. „Ballad O f
The Fallen“ и „Dreem Keeper", призна-
вались лучшими альбомами года по
опросам критиков журнала „Даун-
бит“ в 1984 її 1991 годах, а последний
еще и номинировался на Грэмми.
Проект следует за проектом, фирмы
звукозаписи одна задругой падают к
ногам Хейдена. В 1976 году возникает
группа „Old And New Dreams" („Ста-
рые h новые мечты"), в которую кро-
ме Чарли входят Дон Черри, Девн
Редман и Эд Блэкуэлл. Дебютный
альбом
выходит па фирме „Black
Saint“, а затем на них обращает вни-
мание лейбл „ЕСМ ", который уже
тогда приобретал славу эстетствую-
щего h модернистского. „ЕСМ" выпу-
стила много разных альбомов с уча-
стием Хейдена, как чисто джазовых,
так н экспериментальных, например
„Arbour Zena“ с Яном Гарбареком,
Кейтом Джарреттом и струнным ор-
кестром. Фактически это была уже
просто современная камерная музы-
ка. где джазовые приемы присутство-
вали только как элемент колористи-
ки. І Іеобьічайно интересно следить за
философско-раздумчивым напевным
тоном Хейдена на теплом, неотстра-
неппо.м фоне струнных п врывающих-
ся время от времени страстных пасса-
жей фортепьяно її саксофона. В то
время
подобная музыка считалась
чем-то вроде чудачества заскучавших
джазменов в была принята весьма не-
однозначно. но сейчас, на фоне совре-
менных новоджазовых эксперимен-
тов, видно, что она просто опередила
свое время.
Последние три десятилетия в джазе
прошли, если можно так выразиться,
под знаком контрабаса Чарли Хейде-
на. Он 17 раз признавался лучшим ба-
систом в опросах критиков „Даунби-
та“.
много раз номинировался
на
Грэмми,
его записи
неоднократно
признавались лучшими альбомами
года, а его акустический „Quartet
West" (Эрни Уоггс
саксофон, Алан
Бродбент
ф-но. Лоренс Мэрейбл
ударные) был принят н прессой, и
слушателями с таким единодушным
энтузиазмом, какого он сам не ожи-
дал. Дело в том, что после многолет-
него исполнения разнообразных му-
зыкальных новшеств Хейден решил
вернуться в 40-50-е годы - очень
много вещей из репертуара нового
квартета навеяны музыкой тех лет.
І Іесколько альбомов „Quartel: West“ в
девяностые годы становились неиз-
менными хитами знаменитого лейбла
„Verve".
В последние годы Хейден работает в
почти противоположных музыкаль-
ных направлениях. Записи и концерты
с Джо Ловапо и Джоном Скофилдом
продолжают авангардную линию, а
„Quaitet West“ п дуэты с Кенни Бэр-
роном и Патом Мэтини демонстриру-
ют романтическую сторону его твор-
чества. Ко всему прочему, он еще
принимал участие в записи альбома
современного академического анг-
лийского композитора-миннмалиста
Гэвина Брайареа. Много внимания он
уделяет и преподаванию в джазовой
студии Калифорнийского института
искусств. Только очень смелый п уве-
ренный в себе учитель может сказать
своим ученикам: .
...если вы хотите
играть
музыку
одновременно
на
уровне свободы и на уровне красоты,
то для этого вам нужно представить
АуяиоМагазин 3/1999
предыдущая страница 87 АудиоМагазин 1999 3 читать онлайн следующая страница 89 АудиоМагазин 1999 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст