.1
Itfiihiua
ЧАРЛИ Щ И :
ОТ РЕВОЛЮЦИИ ДО ТРЛВИОНИ ОПИН ШАГ.
Декане!) Гордон,Джон Колтрейн, Кейт Джаррет т , Арчи Шепп,
Орнетт Коулмен. Кенни Баррон. Пот Метина. Ян Гарбарек,
Майкл Брекер.Дон Черри. Чет Бейкер. Гонзала Рубал ькаба, Д ж о
Хендерсон, Д ж он Скофилд, Херби Хэнкок, ДжоЛовано.
.. что ж е
общего у всех этих (и многих других) выдающихся джазменов
второй половины XX века? С каждым из них играл и записывался,
а на некоторых и впрямую повлиял как неутомимый вдохнови-
тель новых джазовых идей контрабасист и композитор Чарли
Хейден (СЬагИе НаЫеп).
Трудно вообразить более музыкаль-
ное детство, чем было у Чарлза Эд-
варда Хейдена. Он родился (і августа
1967 года в городке Шенандоа, штат
Айова, в семье музыкантов
испол-
нителей в стиле кантри & вестерн.
Его родители выступали несколько
раз в неделю на музыкальном радио-
шоу. Мать, отец п старший брат стали
приобщать ребенка к выступлениям с
двух (!) лет. Именно в таком возрасте,
еще не научившись как следует гово-
рить. он уже пел в студни в прямом
эфире вместе с группой.
Чарли начал учиться играть па кон-
трабасе под влиянием брата - баси-
ста их семейного ансамбля, и но его
собственным словам, „сразу влюбил-
ся в звучание этого инструмента“. Од-
нако и занятия вокалом были вполне
серьезными, он в свои 13
14 лет даже
начал делать каперы песен Нат Книг
Коула на телевидении, и вполне мог-
ло случиться так, что пение стало
бы для пето основной музыкальной
специальностью. Помешала болезнь,
причем болезнь серьезная
полио-
миелит. Хейдену повезло — он пере-
нес его в очень легкой форме, но, увы,
мышцы лица оказались частично па-
рализованными. и с вокалом при-
шлось распрощаться. Оставался кон-
трабас.
Чарли учился сам и под руководст-
вом брата, причем исключительно на
слух — он слушал записи Диззи Гил-
леспи, Лайонела Хемптона, Дюка Эл-
лингтона п импровизировал на темы
разных композиций. Он был поражен
неповторимым звучанием контрабаса
под пальцами таких мастеров, как
Джимми Блэнтон и Оскар Петти-
форд. Но когда пришла нора вместе с
учителем осваивать ноты, это стало
трагедией. Хейден вспоминал позже:
„Я пытался освоить это как можно
быстрее, но чем больше я углублялся
в чтение пот. тем больше я был уверен
в том, что этот процесс не имеет ниче-
го общего с моими стремлениями II
возможностями. Музыка проникала в
меня
исключительно
посредством
слушания, поты только мешали п не
всегда правильно отражали ее суть.
Постижение
музыкальной
теории,
чтение с листа приводили меня в за-
мешательство довольно долго. Но в
конце концов я прошел через это".
Возможности играть джаз и учит ь-
ся джазу в Миссури у него практиче-
ски не было. В середине пят идесятых
Хейден переезжает в Лос-Анджелес и
поступает в West
Lake College O f
Modern Music. В колледже были хо-
рошие учителя, но Чарли хотел в пол-
ной мере освоить не просто тонкости
музыкальной грамоты, а научиться
по-настоящему импровизировать. Он
начал участвовать в ночных концер-
тах в различных клубах, у него появи-
лась возможность выходить на одну
сцену с такими гигантами, как Дек-
стер Гордон, Френк Морган, Джерри
Маллиген. Хейден совершенствует
свою технику именно по ночам на
концертах, а не днем в классе, п фор-
мальная учеба постепенно теряет для
него смысл.
Чарли переиграл огромное количе-
ство как стандартов, так и новых пьес
Паркера, Гиллеспи и других бопе-
ров. и в какой-то момент понял, что
совершенно
неудовлетворен
всем
этим репертуаром - он абсолютно но-
ииому ощущал свою роль. „Всякий
раз, когда подходила моя очередь со-
лировать, мне не хотелось просто
обыгрывать гармонии или последова-
тельности аккордов этих вещей. Моя
фантазия уводила меня далеко в сто-
рону, а мои партнеры часто терялись
они переставали понимать, где я нахо-
жусь и где им опять пора вступать".
К 1957 году Хейден уже созрел для
того, чтобы играть новую музыку. И
вот однажды пианист Пол Блей рас-
сказа'! Чарли о саксофонисте, которо-
го почти всегда в клубах просят пре-
кратить играть уже после нескольких
тактов, его инструмент сделан из бе-
лой пластмассы и звучит вызывающе
резко. „Его альт-саксофон походил на
большую игрушку, но этот парень
своей игрой перевернул весь мой ум.
Все встало на свои места, как будто
кто-то указал пальцем: «Вот
так
и
должно быть». Я встретил Орнетта в
следующее воскресенье и сказал ему:
<■
І Іослушай. парень, мне действитель-
но нравится, как ты играешь. Я ду-
маю, у нас появится шанс, если мы
сможем сделать что-то вместе». Он
ответил: «Отлично, давай попробу-
ем». Мы поехали к нему домой. Когда
дверь открылась, то оказалось, что
ступать пришлось не на половик, а
на.
.. музыку
листки с нотами были
разбросаны везде - на иолу, па крова-
ти, на комоде.
.. Я распаковал контра-
бас, а Орнетт подобрал с пола один
АуаиоМагазин 3/1999
предыдущая страница 86 АудиоМагазин 1999 3 читать онлайн следующая страница 88 АудиоМагазин 1999 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст