82
аудиоклу
ским системам и усиливается цифро-
вым усилителем отдельно для каждой
Динамической головки. Таким обра-
том. мощному выходному сигналу с
усилителя останется преодолеть не-
сколько сантиметров внутренней про-
водки АС. чтобы достичь динамика.
Весь предыдущий путь до цифрового
усилителя сигнал проходит в цифро-
вом виде практически без искажений и
потерь. Цифровой усилитель, по сути
дела, является цифро-аналоговым пре-
образователем. который превращает
цифровой сигнал в электрический ток,
приводящий диффузор в движение.
Следовательно, с пути сигнала устра-
няются следующие элементы, внося-
щие шум. искажения и прочие непри-
ятности:
- цифро-аналоговые преобразовате-
ли;
предварительные усилители;
межблочные кабели:
- кабели от усилителя к АС;
пассивные и активные фильтры;
- несколько каскадов усиления;
цепи обратной связи.
Что такое циф ровой усилитель,
и откуда он взялся?
Сначала отвечу на второй вопрос.
Взялся он из Дании и является совме-
стной разработкой независимой дат-
ской! фирмы „Toccata Technology“ и
„NAD Electronics“. Впервые „TACT
Millennium" (так его окрестили) был
представлен в июне 1998 года на вы-
ставке „The Home Theatre & Specialty
Audio Show“ в Лос-Анджелесе. В ре-
портаже с этой выставки („А М “ № 4
(23) 1998, с. 130) „TACT Millennium“
мною упоминается, но. к сожалению,
слишком вскользь, чтобы можно было
получить полное представление о кра-
соте замысла. Хотя это был, по-моему,
единственный на всей выставке аппа-
рат, который я довольно долго слушал
в переполненной людьми комнате.
„Tact Millennium“- нетрадиционное
сочетание Ц/А-преобразователя и ана-
логового усилителя. В нем использует-
ся широтно-импульсная модуляция,
позволяющая усилить цифровой сиг-
нал и подать его непосредственно на
АС без преобразования в аналоговый.
В усилителе использована револю-
ционная
и эксклюзивная
методика
.,PCM -to-PW M Equibit“. Уникальный
цифровой процессор непосредственно
управляет источником питания усили-
теля с помощью цифровых импульсов.
Аналоговая обратная связь п успле-
нне/обработка аналогового сигнала
полностью отсутствуют. Таким обра-
зом. устройство представляет собой
НА 11 высокой мощности и превращает
цифровую информацию непосредст-
венно
в
звук.
Другими
словами,
„TACT“— это даже не усилитель, а
ЦАП, выходной сигнал которого имеет
достаточную мощность, чтобы раска-
чать динамики. „TACT“ одновременно
выполняет функции цифро-аналогово-
го преобразователя, предварительного
усилителя и усилителя мощности, при-
чем после ЦАПа нет никаких аналого-
вых устройств, кроме одной индуктив-
ности п одного конденсатора, которые
выполняют роль 60-герцевого
НЧ-
фильтра второго порядка. II сущности,
таким образом удалось избавиться от
сотен активных и пассивных элемен-
тов, требующихся для традиционных
схем усиления.
Как это работает, и почему никто
не додум ался до этого раньш е?
Входной цифровой сигнал с им-
пульсно-кодовой модуляцией подается
на центральный процессор, где он с вы-
сочайшей точностью преобразуется в
цифровой сигнал с широтно-импуль-
сной модуляцией. Частота следования
импульсов составляет 352800 в секун-
ду. Каждый импульс может иметь 252
различные продолжительности. Про-
должительность самого короткого им-
пульса составляет всего 11
наносекунд,
поэтому частота отсчетов равняется
90.3 МГц. В центральном процессо-
ре используется патентованный алго-
ритм (Equibit), позволяющий получить
именно ту комбинацию импульсов раз-
личной продолжительности, которая
необходима для точного воспроизведе-
ния формы волны. В этом заключается
фундаментальное отличие такого под-
хода от традиционного. „Мы определя-
ем форму волны математически,— пояс-
няют' разработчики,— мы не пытаемся
сохранять форму волны или подра-
жать ей, используя прямую или обрат-
ную связь“. Вычислив требуемую про-
должительность импульса, централь-
ный процессор с высокой точностью
управляет
электронными
ключами
(FET-switches) на выходе. Напряже-
ние и ток подаются на акустические си-
стемы непосредственно от источника
питания. На пути сигнала остается
лишь фильтр второго порядка. Уровень
громкости контролируется регулиров-
кой напряжения источника питания.
Поскольку это напряжение коммути-
руется непосредственно на АС, чрезвы-
чайно важно, чтобы источник питания
не вносил ни малейшего шума и фона.
Для „Миллеиниума“ был разработан
специальный сверхпрецизионный ис-
точник питания, работающий в комму-
тационном режиме с подавлением фо-
на на более чем 135 дБ. На полной
громкости
(напряжении)
источник
питания дает 58 В. что эквивалентно
мощности 150 Вт на нагрузке 8 Ом.
Для уменьшения громкости уменьша-
ют напряжение источника питания.
Это означает, что регулятор громкости
более не является элементом активной
цепи.
Почему этого не сделали раньше?
Очень просто: попробуйте сделать уст-
ройство. способное коммутировать по-
стоянный ток напряжением 58 В со
скоростью около 352800 раз в секунду
и при этом не создавать ни малейшего
шума даже в двух сантиметрах от „пи-
щалки“! К тому же шум был далеко не
единственной проблемой. Создать пол-
ностью цифровой „усилитель“ стало
теоретически возможным только в по-
следние несколько лет.
П реимущ ества конструкции
„TACT M illennium “
1. По сути дела, „Милденниум“
во-
все не усилитель. Эго коммутационное
устройство, создающее форму волны на
основе заданного напряжения. В обыч-
ном усилителе все транзисторы на пути
сигнала всегда находятся в переходном
состоянии. В „Миллсиииуме“ они или
открыты, или закрыты в течение по
меньшей мере 99,7% времени.
2. На пути сигнала существуют толь-
ко два пассивных элемента, активных
нет вообще.
3. На пути аналогового сигнала от-
сутствует обратная связь. Это в свою
очередь влечет многочисленные пре-
имущества:
а) искажения и музыка абсолютно
когеренп I ы. и реждевременI юе затуха-
ние сигнала или паразитные колебания
( „звон“) искл ючечI ы;
б) исключаются динамические ин-
термодуляционные искажения (ТЕМ);
в) искажения в состоянии покоя и в
динамическом состоянии одинаковы;
г) искажения по преимуществу нс за-
висят от уровня сигнала и частоты.
4.
Поскольку ток
и
напряжение
источника питания заданы заранее,
время нарастания сигнала на несколь-
ко порядков выше, чем в аналоговых
схемах. При максимальном напряже-
нии время нарастания сигнала равня-
ется 6000 В на микросекунду.
5.
Поскольку уровень громкости
контролируется напряжением источ-
ника питания, разрешение, отношение
сигнал/шум и искажения остаются по-
стоянными
при
всех
нормальных
уровнях прослушивания. На уровне
25 дБ „Милленниум“ по О О П пре-
восходит стандартную комбинацию
ЦАПа, предусилителя и усилителя бо-
лее чем на 30 дБ.
АупиоМагазин 3/1999
предыдущая страница 83 АудиоМагазин 1999 3 читать онлайн следующая страница 85 АудиоМагазин 1999 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст