аудиоклуб
8 1
Дмитрий ЗИЛОВЯНСКИЙ
Эксклюзивная революция:
цифровой звук третьего тысячелетия
Эта статья
задумывалась
как некий перечень тенденций
или модных направлений в
области аппаратуры high end.
Тема вроде бы интересная,
но. собрав и подытожив всю
известную информацию, при-
6"
ходишь к довольно неутеши-
V
тельному выводу, что тенден-
шш-то пруд пруди, а никакой
действительно новой, радикальной
перспективы развития не наблюдает-
ся. 11аблюдается, напротив, самый оче-
видный застой — „Брежнев Аудио“.
Особенно наглядно это демонстри-
руют выставки. Аппаратуры много,
много аппаратуры неплохой, очень
много рекламы, иск(Х)метного дизайна
и суетливой деловой активности. Мало
звука, и мало искренней увлеченности.
В результате акценты медленно, но
верно смещаются в сторону видео, где
происходит очевидный технологиче-
ский прогресс.
Впрочем, я. возможно, сгущаю кра-
ски. Проигрыватели D V D неуклонно
завоевывают популярность и даже, как
пишет один автор1, которого я собира-
юсь в дальнейшем обильно цитиро-
вать. в области цифровой аудиотехни-
ки они „занимают позицию швейцар-
ского перочинного ножа (Swiss army
knife)". Имея встроенный Ц АП 24 бит/
9G кГц. эти проигрыватели, мол, спо-
собны воспроизводить стандартные
компакт-диски с качеством, которое
два года назад можно было получить от
комбинации транспорта и процессора
общей стоимостью около 5000 долла-
ров. К тому же многие из них имеют
встроенные декодеры „Dolby Digital“.
II.
разумеется, они рассчитаны па вос-
произведение более качественных ди-
сков (D V D ) с фонограммами формата
96/24.11 все это за 500 зеленых, а через
полгода, возможно, п того меньше. Да,
определенный формальный прогресс
есть, но улучшение качества носит да-
леко не радикальный характер.
Звучание другого цифрового форма-
та, SACD, продемонстрированное в
июне в Лос-Анджелесе, действительно
превосходило звучание стандартных
компакт-дисков 16бпт/44 кГц, но бы-
: |. М из фирмы „New I 'orm Rrswirch“.
палым слушателям ;>т<> превосходство
не казалось сногсшибательным, а для
неискушенной публики было едва за-
метным.
вследствие чего
широкий
коммерческий успех этого проекта
представляется маловероятным. Даль-
нейшее улучшение цифровых носите-
лей
скорей всего ловля блох и под-
бирание крох, и эта практика вряд ли
привлечет массового потребителя, ко-
торому меньше всего хочется стать
свидетелем появления еще одного ци-
фрового формата.
С какой же стороны подует ветер пе-
ремен?
Убить посредника!
11так, я искал новыеаудиотенденцпп.
Как крот, рылся в грудах аудиожурна-
лов, паутпнпл в „Интернете“, птичкой
летал на всякие аудпошоу, беседовал с
разработчиками и коллекционировал
тенденции. В большинстве своем, как
уже говорилось, они были скучноваты
и малотенденциозны. Считают, напри-
мер, что центральный канал в домаш-
нем кино не очень-то и нужен. Процес-
сор создает вполне убедительный фан-
том. а на телевизор всегда найдется что
поставить. Долой центральный канал!
11 далее в таком же роде.
Заметное
оживление
наступало,
лишь когда разговор касался бизнеса
Пиратские аудновыставки, конкурен-
ция, война форматов. При этом все ча-
ще звучит довольно здравая мысль: на-
стоящий high end должен продаваться
без посредников. Баснословные цены
на штучную продукцию могут быть оп-
равданы исключительно уникальным
качеством исполнения и разработки, а
не затратами на рекламу, и многие фир-
мы, особенно небольшие, уже перешли
к практике прямых н]юдаж.
II здесь возникает забавная анало-
гия. возвращающая нас к предмету на-
стоящей статьи.
В цепочке цифровая запись
хра-
пение
обработка
аудиосигнала
именно остающаяся аналоговая часть
тракта становится тем самым посред-
ником, устранение которого приведет
к революционному повышению вер-
ности воспроизведения. С згой точки
зрения
существующие аудиосисте-
мы можно разделить на три уровня.
Первый уровень подразумевает по
преимуществу аналоговый тракт, где
і істочн
11
ком я вляется
11
роигрыватель
БР или проигрыватель компакт-ди-
сков с цифро-аналоговым преобразо-
вателем. Сигнал источника через меж-
блочные кабели подастся на предвари-
тельный усилитель, обрабатывается, и
опять же через межблочные кабели
подается на усилитель мощности. Там
он проходит через несколько стадий
усиления, через цепи обратной связи
и уже в виде мощного сигнала через
кабели достигает акустической систе-
мы. При этом ему еще необходимо
пройти
пассивные разделительные
фильтры, состоящие из огромных ре-
зисторов. конденсаторов и катушек
индуктивности.
В системах более высокого уровня
для достижения лучшего качества ис-
пользуется
включение Ьі-ашріпц с
раздельными усилителями для Н Ч - и
ВЧ-полос и пассивные фильтры заме-
нены активными электронными крос-
соверами.
Но подлинно революционный под-
ход осуществлен в системах третьего
уровня, которые появились около по-
лугола назад. В них цифровой сигнал
подается непосредственно к акустпче-
АупиоМагазин 3/1999
предыдущая страница 82 АудиоМагазин 1999 3 читать онлайн следующая страница 84 АудиоМагазин 1999 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст