Роман П АШ АРИ Н
*
......
.
..............
щ
.
\l/()u<Hk. UjÜ
HDCD
стремится в народ
1. Триумф
Еще вчера логотип H D C D иа лице-
вой панели внешнего конвертора или
проигрывателя компакт-дисков Гилл
свидетельством его принадлежности к
элитной аудиомоцашеской касте. Не
так ли? Метод частичного сжатия ци-
фровых авуковых данных „lligh Défi-
nition Compat ible Digital“ впервые был
представлен на суд аудиомонашества
и будущих производителей совмести-
мой с ним аппаратуры в конце 1993 го-
ла, а стандартизован нос описание офи-
циально появилось в начале ноября
1996 года, когда компакт-диски, коди-
рованные в 11DCD, уже около года вы-
ходили большими тиражами.
В ту нору я начал активно критико-
вать H D C D за его недостатки но срав-
нению с обычными, но хорошо запи-
санными компакт-дисками. Многие из
наших читателей помнят мою статью
„Ульгрансевдоаналог“ („Л М “ № I (12)
97, с. 75-78), и сегодня продолжая ру-
гать ее за необъективность. Я хочу из-
виниться перед читателями за излиш-
нюю
эмоциональность
и
корявый
стиль изложения, однако все, что в
„Ультрансевдоаналоге“ было написано
но существу вопроса, они теперь смо-
гут прочесть на официальном сайте
„Pacific Microsonics" но адресу, ни за
что не догадаетесь,
сот, просто и без затей.
Там находятся подробные техниче-
ские описания на любой вкус
от спе-
цов (описание микрокода процессора
„PMD-ІОО“) и от простых аудиофилов
(файл 1ID C D _lcs.pdf)
как процес-
сора, так и различных методик коди-
рования и декодирования в HDC-D.
Итак, динамический диапазон записей
I1DCD ограничен 74 дБ, ниже этого
полагается быть только аналоговому
низкочастотному шуму, по-английски
называемому clither. С одной стороны,
это плохо, особенно в сравнении с хо-
|юпю записанными компакт-дисками,
динамический диапазон которых ча-
сто превышает 80 дБ, то есть па уровне
-78 дБ даже внятно слышна речь. С
другой стороны, IID C D позволяет
Представлять данные па выходе деко-
дера в 20-битовом формате и не требу-
ет дополнительной цифровой фильт-
рации, что хорошо. Сипковая функция
„РМ D -100“ и его Клонов, о которой так
много говорит Квортрун, близка к иде-
алу. Этот процессор (вычислительная
мощность которого, кстати, близка к
60 M IP S 1, что втрое больше, чем у
„Motorola DSP 56007“. и он. „PM D-
100“, изготовляется но 0,6-микронной
технологии
подобно первым процес-
сорам семейства „Pentium") можно ус-
пешно применять в качестве цифро-
вого фильтра при воспроизведении
обычных дисков. В чем же причина
того, что „Pacific Microsonics“, рекла-
мируя достоинства, не боится предъ-
являть и серьезные недостатки своего
детища, выставляя их напоказ?
Когда в конце лета 1996 года я начал
в прессе небольшую кампанию против
H D C D , |>едакторы изданий, с которы-
ми я имел дело, конечно, соглашались с
недостатками формата (и противным
звучанием дисков), по никак не могли
взять в толк — с чего я впал в такую па-
нику, говоря о „нашествии 11DCD“.
Они считали, что я раздуваю из мухи
слона, п мои прогнозы относительно
того, что диски с 11DCD скоро потеснят
на рынке обычные, казались им бредом.
Особенно бредовой им представлялась
моя цифра в 20% от общего количества
обычных дисков к началу 1999 года.
Именно ее я указал в своей статье в
„Финансовых Известиях" (№ 102 (336)
1996). Во времена „Дюка Нкжема 3D “
мне в связи с этим предлагали обра-
титься к доктору, но
я попал в самую
точку
не больше, не меньше, а Дюк
forever!
Помню, с каким недоверием относил-
ся к моим словам Руслан Тарасов (он
работал редактором в журнале „Салон
AV“), когда я пророчил появление мн-
нн-дисковых дек с декодером HD CD.
„Этого не может бы ть, потому что по-
сле сжатия звукоданных по алгоритму
ATRAC весь код H D C D будет утерян
и лампочка IID C D на подключенном
к деке соответствующем внешнем кон-
верторе никогда не зажжется",
гово-
рил он. Сегодня она зажглась, и мнни-
дисковые деки с декодерами H D C D
вот-вот поступят в продажу.
1
MIPS
миллион целочисленных операции и се-
кунду.
С радостью могу констатировать
факт
мой статус в этом споре близок
к статусу пресловутого „клиента“. С
печалью же сообщаю,
что
победы
H D C D над перспективными формата-
ми высокой плотности записи иа по-
требительском рынке меня очень огор-
чают. А ребята из „Pacific Microsonics“
меня восхищают, ибо, нажив много-
миллионные состояния на лицензиро-
вании, они сегодня с гордостью гово-
рят: „мы всех надули“.
Процессор „PM D-100“, как говори-
лось выше, хорош. Вспомним, как кор-
порация „Intel“ продавала свои процес-
соры „Pentium M M X “. Эти процессоры
также были лучше своих предшествен-
ников
они обладали вдвое большим
кэшем первого уровня, изготавлива-
лись по 0,35-м и крои ной технологии,
благодаря чему запросто обставляли
обычные 0,6-микронные процессоры
„Pentium“ с той же тактовой частотой.
Однако для их успешной продажи по-
надобилась красивая рекламная сказ-
ка-пустышка про чудесные инструкции
„М М Х “, глупые потребители купились
именно на нее. В отличие от „Intel“ „Pa-
cific Microsonics" пошла куда дальше,
ибо инструкции „М М Х “ все же способ-
ны оптимизировать выполнение ряда
задач, а вот чудные H D C D -записи про-
игрывают обычному компакт-диску.
Какая победа!
Кейт О. Джонсон и
Майкл В. I [флумер, примите мои позд-
равления
вам удалось такое, о чем
О. Бендер и не мечтал.
Итак, что есть 1IDCD на самом деле,
и какие аргументы в его пользу были
предъявлены в 1993 95 годах?
Как я и предполагал в самом начале
(см.: „H D C D -нашествие, стоит ли ов-
чинка выделки?“, „Салон AV“ № 5 (9)
1996), процесс создания H D C D -масте-
ра скорее всего подразумевает помеще-
ние части данных H D C D -кода в об-
ласть звукодш
И1ЫХ.
На самом деле алгоритм этот основан
на несколько ином принципе, состоя-
щем, упрощенно говоря, в том, что ряд
отсчетов звукодаппых на компакт-ди-
ске (либо на другом носителе с записью
в формате 44,1 кГц/16 бит) заменен та-
кими же блоками с H D C D -кодом. Про-
стите мне ненаучность формулировки,
А уяиоМ агазии 3 /1 9 9 9
предыдущая страница 74 АудиоМагазин 1999 3 читать онлайн следующая страница 76 АудиоМагазин 1999 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст