испытательный стенд
«з
М ихаил СЕРГЕЕВ
Тюнеры, радиовещание, и не только.
..
Так уж сложилось, что радиоприем-
ная аппаратура попадает ко мне чаще,
чем к другим экспертам журнала, по-
стоянные наши читатели, наверное, об-
ратили на это внимание. Приходится
мне испытывать не только приемники,
но и передатчики. На этот раз г-н Лео-
нардо Бузи (директор фирмы „ЕкпОБ“,
тоже итальянец, как и г-н Маркони)
привез мне новую модель своего транс-
миттера1. Вот и совместим приятное с
полезным.
Оценивалась работа тюнеров при
приеме как обычных эфирных про-
грамм, так и программ „домашней
радиостанции“, включавшей в себя упо-
мянутый трансмиттер и два проигры-
вателя компакт-дисков („Оепоп ОСО-
1550“ и „Опкуо ОХ-751Г‘). В „домаш-
нем" варианте сигнал на приемники
подавался прямо с выхода трансмитте-
ра. через аттенюатор, и это позволило
исключить помехи и для себя, и для
окружающих.
Короткие провода в звуковых цепях
радиостанции и отсутствие всякой об-
работки сигналов дали возможность ре-
ализовать потенциал ЧМ-вещания и
оценить возможности тюнеров.
Нужен ли этот потенциал, и есть ли
смысл в хорошем тюнере?
Довелось мне недавно беседовать с
одним из руководителей одной питер-
ской радиостанции. Так, говорю, и так,
семейство мое слушает ваше радио, но
меня этот звук все больше и больше
раздражает. Мягко говоря —
не звук, а
доска. Плоский, мутный, невырази-
тельный. И слышу в ответ: „Нашу ан-
тенну скоро поднимут повыше, и тогда
звук станет нормальным“. Честно ска-
жу, не могу я понять, как влияет высота
подвеса антенны на прозрачность зву-
чания.
Видимо, живет радиовещание по сво-
им законам, простому слушателю не
всегда понятным. Давайте попробуем
разобраться, что же происходит на са-
мом деле.
Качество звука в радиовещании скла-
дывается из двух составляющих. Пер-
вая —
это собственно качество сигнала
па выходе станции, вторая — качество
приема.
Современная студия умеет сформи-
ровать сигнал очень высокого качества,
1
Благодарю за помощь А.
Макарова,
директора
пи-
терской
фирмы
„Леда
ЛТД“, которая представляет в
России
фирму
„Е1спо$*\
но большинство радиослушателей не
желают утруждать себя установкой ста-
ционарных антенн и решением прочих
вопросов, связанных с приемом радио-
сигналов. Карманный приемник с сур-
рогатной антенной не может реализо-
вать весь потенциал радиовещания. Но
именно таких приемников большинст-
во. и игнорировать их не стоит — поте-
ряешь и слушателей, и рекламу.
..
Итак, основная трудность — повы-
шенный уровень шумов на выходе при-
емника. Для уменьшения заметности
этих шумов сжимают динамический
диапазон звуковых сигналов. Вводят в
состав студии различные расширители
стереопанорамы, позволяющие ощу-
тить объемность звучания при любом
расположении акустических систем.
Другая сторона работы радиостан-
ции —
репертуар, который тоже должен
обеспечить популярность, рейтинг.
Высокий рейтинг имеет станция, ес-
ли она гоняет популярную музыку. Оп-
ределить, какая музыка самая популяр-
ная, нетрудно. Спросите 10000 человек,
что им нравится. В результате вы полу-
чите пару десятков исполнителей и па-
ру сотен произведений. Как раз тех, ко-
торые постоянно крутятся па радио и
ТВ. Фамилию Фэйтфулл или Брамс вы
в ответах не получите. Круг замкнулся.
У вас еще не возникло ощущения,
что что-то не так? Крутятся популяр-
ные вещи, которые популярны потому,
что крутятся. Раскручиваются пока
еще не популярные, но обещающие
стать таковыми.
В питерском эфире звучит около
5000 произведений в день. Двух-трех
сотен произведений, полученных в ре-
зультате опроса, просто не хватит, что-
бы закрыть все эфирное время, можно,
конечно, их повторять, но не десять же
раз в день. Поэтому приходится ста-
вить в эфир просто вещи из фонотеки,
и иногда попадается материал очень
интересный.
В результате получается, что, несмот-
ря на недоиспользоваиность потенциа-
ла радиовещания, на компрессию и
прочие издевательства нал сигналом, в
этом свинстве все-таки есть и кусочек
ветчины.
Может быть, не стоило лезть в эти де-
бри. Что хотят, то и делают. Свобода.
Но свобода эта кажущаяся. Как и сво-
бода аудноэксперта. Хочешь не хочешь,
надо слушать, смотреть, описывать. На-
писано, напечатано, читают — и всяк
норовит лягнуть. А почему вы сравни-
вши аппарат за 300 с аппаратом за 500?
Надо было взять аппаратуру одинако-
вой цены. Да я могу хоть стиральную
машину с телевизором сравнить. Оди-
наковая у них цена или нет — какая, в
конце концов, разница.
Я для испытаний специально выбрал
модели, цены которых различаются
почти на порядок. В результате оказа-
лись представлены и очень недешевые
тюнеры, п массовая бюджетная модель.
АупиоМагазин 3/1999
предыдущая страница 44 АудиоМагазин 1999 3 читать онлайн следующая страница 46 АудиоМагазин 1999 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст