Пианист Михаил Альнерин высту-
пает с сольными программами почти
двадцать лет, и все это время знатоки п
любители джаза говорят о его творче-
ском облике с энтузиазмом и осторож-
ностыо одновременно
личность
Альперина настолько незаурядна, что
не вписывается даже в самые нестро-
гие жанрово-стилистические рамки.
Существует ряд музыкантов, которых
джазовая публика привычно услови-
лась считать „своими“, хотя основании
к тому не так уж много. В самом деле,
джаз при всем его многообразии обла-
дает вполне специфическими чертами,
в его основе —
мелос, гармония п рит-
мика афро-американского происхож-
дения. Но во второй половине нашего
века, когда европейским джазменам
стало ясно, что переиграть черных на
их собственном ноле практически не-
возможно. взоры многих обратились к
дотоле
1
іепривьічіюму фольклорпому
материалу. По неизъяснимому ли срод-
ству горячих кровей или под воздейст-
вием особых ландшафтов - Балканы,
с их нечетными размерами, остпнат-
ной ритмикой и ладовой пряностью,
оставляющей во рту, подобно паприке
или лютепицо. нсвытравлясмое после-
вкусие, оказались благодатным источ-
ником нового тематпзма. Но если мно-
гие поспешили прикоснуться к этому
источнику с жадностью и легкомысли-
ем неофитов, то Альиерин
из тех
единиц, кто реформировал фолк-джаз
изнутри (здесь надо назвать также
имена Симона Шнрмана и Октавпана
Цараиу). В Молдавии, в Бельцах, где
Миша закончил музыкальное учили-
ще. и в Кишиневе, где он участвовал в
создании ансамбля „Кварта“, сложи-
лась его исполнительская манера. Со-
трудничество с Алексеем Козловым,
Сюзанной Эровой. Аркадием Шплк-
лоиером и даже переезд в І Іорвегию
коренным образом ее не изменили.
Диски, выпущенные фирмой „Боге-
ма“.- сольный студийный „The Blue
Fiords“ п запись совместного концерта
Альперина п Шилклопера на фестива-
ле в Гренобле - представляют все того
же Альперина, его безошибочно узнава-
емый стиль, описать который, однако,
весьма непросто. Альпернну ведомы и
подвластны прежде всего два состоя-
ния, чередующиеся в его программах-
сюитах: ударно-остннатная токкат-
ность п поэтически-созерцательное
прелюдирование. II если в немыслимо
быстрых репетитнвных пьесах его ро-
яль помнит лишь освоен ударной при-
роде п звучит, как ансамбль цимбал па
танцульках, то в лирических поэмах
пианизм Альперина отсылает слуша-
телей к неоромантическим образам
фортепьянной звучности начала наше-
го века. Альперин не использует фоль-
клор как основу, а пересоздает его. 11е
имитирует, а является. В этом
его за-
гадка. Собственно говоря, несмотря на
классичность его композиций, он к.тез-
мер, рапсодическое сознание которого
способно обнаружить сходство бол-
гарского танца и буш, еврейской пес-
ни и джазовой баллады. Именно по-
этому студийный диск, превосходно
записанный Глебом
Каретниковым,
оставляет все же ощущение неестест-
венности. Студия -
неподходящая
среда для Альперина, ведь главное, что
связывает его с джазом,
особая энер-
гетика, импульсивность в общении,
возможные лишь в ситуации непо-
средственного контакта с публикой.
Live из Гренобля сохраняет как раз ат-
мосферу сценической эксцентрично-
сти с песнями и плясками, раскованно-
сти и свободы, присущих концертам
Альперина. Его партнер - валторнист
Аркадий Шнлклопер
обладает уди-
вительной способностью, не стремясь
к лидерству в ансамбле, окрашивать
все, к чему прикасается, так. что ни с
чем не спутаешь. Лексикон его интона-
ций удивительно разнообразен, в нем
соседствуют случайность разговорной
речи с совершенством и изощренно-
стью
нозднеромантпвеского языка.
Шнлклопер, как известно, класснче-
ский музыкант высочайшего уровня.
Через авангардные эксперименты он
направился к архаическим корням му-
зыки. Хорошо, что на этом пути он
встретил
Альперина.
следующего,
впрочем, в противоположном направ-
лении. Содружество столь ярких и не-
схожих индивидуальностей породило
гренобльский диск
одно из самых
замечательных явлении новой евро-
пейской импровизационной музыки
последних лет.
Константин Учитель
РОК/ПОП
David Sylvian
Dead Bees On A Cake
Virgin 7243 8 47071 2 5 CDV2876
14 комгю.шций
70:00
Существовала в конце 70-х
начале
80-х
q^yunaJapan,
выпустившая всего
пять номерных альбомов. Дэвид Силь-
виев и Стив Джаисеп (настоящие име-
на этих братьев —
Дэвид и Стив Батт)
решили под закат эры панка записать
пару пластинок в изобретенном ими
стиле „синтезаторный“ панк. Успеха
они не имели, так как музыка Дэвида,
Стива, блестящего бас-гитариста Мика
Карпа (настоящее имя Энтони Микаэ-
лидис, киприот) п клавишника Ричар-
да Барбперп была настолько самобыт-
на и так выбивалась из всех канонов,
что на их концерты никто не ходил.
Решив избавиться от настырного неве-
зения, музыканты
резко изменили
свой стиль. В 1980 году ребята сдела-
лись неоромантиками. Дэвид реши-
тельно изменил свой голос, перестав
его форсировать на панковский манер.
Кари стал играть на безладовом басу,
Барбперп углубился в изучение совре-
менных тогда синтезаторов.
.. И что
же? За два года музыканты записали
три гениальных альбома. Это было но-
вое слово в музыке „ныо вэйв"! К со-
жалению, группа распалась в 1983 году
после триумфального концерта в Япо-
АукиоМагазин 3/1999
предыдущая страница 144 АудиоМагазин 1999 3 читать онлайн следующая страница 146 АудиоМагазин 1999 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст