142 музыка
рукции записей, сделанных на пневма-
тических звукозаписывающих устрой-
ствах, где носителем информации яв-
ляется бумажная перфолента.
Подобное устройство, запатенто-
ванное в 1897 году в Нью-Йорке его
изобретателем Эмилем Вельте и изве-
стное как „\Veltc-M ІДІЮП-Гіерпхіиіи іоп-
Ріапо“, было построено в 1904 году.
[Іршіцпп его работы вкратце сводится
к следующему. При воспроизведении
записи перфорированная бумажная
лента скользит над планкой, в которой
находится столько маленьких отвер-
стий, сколько клавишей па рояле. От
каждого отверстия проведена к соот-
ветствующей клавише воздуховод!іая
трубочка, над каждой клавишей при-
креплен механизм, осуществляющий
ее нажим. При совпадении прорези на
перфоленте с отверстием на планке в
трубочку попадает сжатый воздух, и
соответствующая клавиша нажимает-
ся. Ряд вспомогательных прорезей на
перфоленте регулирует силу давления
воздуха, и следовательно, силу нажа-
тия клавишей, а также подобным же
образом приводит в действие педали.
Аналогично осуществляется и сама за-
пись живого исполнения, результатом
которой является конфигурация про-
резей на перфоленте.
Из описания понятно, что проблема
аутентичности воспроизведения все-
гда обусловлена применением только
одного и того же рояля как при записи,
так п при воспроизведении; мало того,
если между записью и воспроизведе-
нием проходит значительное время,
рояль и воспроизводящее приспособ-
ление должны полностью сохранить
все свои механические свойства. Иска-
жения в воспроизведении могут воз-
никать от самых разных и порою, на
первый взгляд, совершенно незна-
чительных причин. Среди них исполь-
зование дтя воспроизведения другого
рояля (даже той же серийной моде-
ли); уменьшение веса ударяющих по
струнам молоточков по мере их сна-
шивания: изменение влажности и уп-
ругости фмльпа на этих молоточках
(мягкий молоточек при ударе контак-
тирует со струной несколько доль-
ше, чем жесткий, п гасит тем самым
часть обертонов струны); изменение
упругости пружинок, регулирующих
тугость нажатия на клавишу (совре-
менные „Стейивеи", например, имеют
значительно более тугие клавиши, чем
построенные 70 лет назад); от наличия
пли, наоборот, отсутствия на молоточ-
ках бороздок, образующихся от уда-
ров по струнам (что воздействует на
звук при сдвиге клавиатуры влево от-
носительно струн путем нажатия ле-
вой педали); от неполного совпадения
режимов работы педалей и клавишей,
клавишей п демпферов и множества
подобных мелких причин, не говоря
уже об изменениях механических ха-
рактеристик самого воспроизводяще-
го устройства.
І
Іо это только одна сторона иробле-
м ы ауте и тич но го воспрриз веде пня.
Другая
в теснейшей взаимосвязи и
взаимообусловленности всех вырази-
тельных средств живого исполнения.
Каждый искушенный пианист знает,
что от тонкой дифференциации зву-
ков в аккордах и фигурации зависит
характер педализации
и наоборот,
избранный тин педализации в извест-
ной мере диктует и даже навязывает
пианисту необходимую при такой пе-
дали дифференциацию звучности в
фактуре, равно как и самую надоб-
ность реально выдерживать пальцем
(пли недодержи вать, і іередержн вать
так называемая „ручная педаль“) дли-
тельность каждой ноты. Тесно связа-
ны с этим и характер туше в пассажах,
и глубина звучания басов, п примене-
ние небольшого несовпадения звуча-
ния аккордов и баса, баса и мелодии
(арпеджироваппе, прием
гиЬаІо
) и т. п.
В ситуации живого исполнения пиа-
нист, внимательно слушая звучание
инструмента, постоянно корректиру-
ет применение тех или иных вырази-
тельных средств, компенсируя одно
другим. - скажем, с изменением туше
изменяя и агогику исполнения, при-
меняя приемы полуиедали, четверть-
педали и т. д. В ситуации же воспро-
изведения исполнения по перфоленте
всегда имеет место множество мелких
механических несоответствий, кото-
рые необратимо влияют на те или
иные выразительные средства испол-
нения, тогда как компенсирующей
мгновенной коррекции живого испол-
нительского контроля при этом нет. В
этом состоит главная причина появ-
ления таких „аутентичных“ воспроиз-
ведений. как упомянутое выше испол-
нение Д'Альбера финала сонаты Бет-
ховена, запечатленное на диске.
Из аннотации к альбому, к сожале-
нию, остается неясным, когда именно
и на каком конкретном рояле были
сделаны записи. Сказано только, что
записи сделаны до 1930 года, что было
выпущено Ю роялей фирмы „Стсйн-
вен“, снабженных звукозаписываю-
щим и воспроизводящим устройст-
вом, из которых сохранилось пять, и
что воспроизведение осуществлено на
рояле „Стейнвей" № 215329 (сегодня
фирма выпускает рояли с номерами
далеко за 500000). Все это заставляет с
осторожностью отнестись к реставра-
ппи записей на перфоленте, запечат-
ленных в альбоме. Их аутентичность,
разумеется, остается сомнительной.
Понятно, что, слушая эти (равно как и
все подобные) записи, обязательно
нужно делать мысленную поправку на
возможные несовершенства воспроиз-
ведения —
так сказать, слушать „при-
щуриваясь".
При этом нужно иметь в виду, что
темпы п их соотношения, включая
мельчайшие атонические отклонения
(
ruhato
), а также общий драматургиче-
ский план и архитектоника исполне-
ния передаются в записи достаточно
точно. Неточности воспроизведения
касаются в первую очередь звуковой
палитры
передачи характера туше,
тонкостей дифференциации звучно-
сти в фактуре и. конечно, педализа-
ции, что чувствуется и по многим упо-
минавшимся выше замечательным за-
писям. Слышно это и в авторской ин-
терпретации пьесы Грига „Бабочка",
где пассажи в правой руке озвучены
недостаточно, тогда как левая рука,
исполняющая гармоническую основу,
явно грубовата
надо полагать, что
Григ этого не хотел. Во многих запи-
сях неточность и огрубление в пере-
даче мельчайшего пальцевого туше
(perle)
оборачивается чрезмерной от-
четливостью
(m artellato),
что произво-
дит впечатление необычно сильных
сверхвиртуозных
пальцев.
Однако
вряд ли такая сверхвиртуозность име-
ла место при записи. Наименьшим об-
разом дефекты воспроизведения ска-
зываются на токкатой виртуозной
беспедалыюп звучности: таковы в
альбоме „Каприс" И. Падеревского в
авторском исполнении или его же ин-
терпретация „Прялки" Мендельсона
и, конечно же, излучающие сухую
энергию виртуозные авторские испол-
нения Прокофьева и Стравинского.
И все-таки по мере слушания ди-
сков о технических недостатках запи-
сей постепенно забываешь, очаровы-
ваясь главным, что, пожалуй, более
всего в них впечатляет,—
импрови-
зационной свободой и завидной для
сегодняшнего дня смелостью обра-
щения с музыкальным временем. Это
отличает и рельефную архитектонику
блестящего исполнения собственной
мазурки Сен-Сансом, н фантазийную
естественность исполнения Артуром
Рубинш тейном Каприччио Брамса, и,
конечно же. щедрую виртуозную рос-
сыпь концертных парафраз П. Грейн-
джера и И. Фридмана —
жанра, к ве-
ликому
сожалению,
почти
исчез-
нувшего с современной концертной
эстрады. 4
АупиоМагазин 3/1999
предыдущая страница 143 АудиоМагазин 1999 3 читать онлайн следующая страница 145 АудиоМагазин 1999 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст