музыка
141
Сергей М АЛ ЬЦ ЕВ
/ #
Умение слушать
Уже беглого взгляда на содержание
этого альбома из двух дисков доста-
точно, чтобы оценить его незауряд-
ность. Здесь и ранние записи всемир-
но известных пианистов, искусство
которых нам знакомо по сравнитель-
но недавним еще гастролям в нашей
стране или по новым записям; и запи-
си легендарных корифеев
по выра-
жению Г. Шёнберга, „героев фортепи-
ано“, об искусстве которых мы знаем
лишь по отзывам современников или
же по редким реставрированным за-
писям. Содержание альбома позволя-
ет составить представление и о важ-
нейших
мировых
пианистических
школах: школе Листа, учениками ко-
торого были Э. Д’Альбер, Л. де Гриф,
А. Фридхайм; школе Т. Лешетннкого,
у которого учились И. Падеревский,
И. Фридман, М. Гамбург, О. Габрило-
вич, а также об искусстве Ф. Бузони
сующими безудержный напор кавале-
рийской атаки; прекрасным н тради-
ционным по сегодняшним стандартам
исполнением О. Габриловича этюда,
ор. К), № 8: несколько грубоватыми в
отношении дифференциации звучно-
сти в аккордах, но блестящими испол-
нениями А. Корто и В. Горовица этю-
дов соль бемоль мажор, ор. 25, № 9 и
ор. Ю. ЛЬ 4, до минор, ор. 25,
ЛЬ 12; стилистически бе-
зу и реч
11
ы м I (спол пе-
нием прелюдии <1
мажор совсем не
111
о и е н и с т о м
Ф.
Бузони
н
уже
привыч-
ным для нас
с о и е р ш е н -
ным исполне-
нием А. Кор-
то трех дру-
£ g S r » o
%
2 ? ****£ £ *"
S
p
S C " *
°P
3 *
'» ‘n o r
___ ■
3>
o p tio n ,
f
Г
\
Л
Ш
555
% *» » .*
Альбом с записями всемирно известных пиани
стов, сделанными на пневматических звукозиписы
вающих устройствах. Реконструкция 1997 года
н его ученика Р. Грейнджера, об
игре И. Гофмана и его ученика
А. Черкасского. А если к этому
добавить еще и бесценные автор-
ские интерпретации Э. Грига,
К. Сен-Санса, С. Прокофьева и
И. Стравинского, то уникаль-
ность альбома станет ясной и до
прослушивания.
Общий настрой собранных в
альбоме пьес —
оптимистиче-
ский. праздничный. Пьесы траги-
ческого или углубленно-фило-
софского содержания здесь прак-
тически отсутствуют (до-диез-ми-
нориая прелюдия Рахманинова
п этюд Шопена, ор. 25, ЛЬ 12 -
исключения). Зато украшением
альбома являются и великолепные,
сверкающие всем богатством форте-
пианной фактуры и
виртуозности
концертные парафразы в исполнении
их авторов —
И. Фридмана и Р. Грейн-
джера; и, к сожалению, редко звуча-
щие сегодня эффектные салонные
пьесы И. Падеревского, Т. Лешетиц-
кого, И. Филиппа, И. Мошковского,
М. Розенталя, Антона Рубинштейна.
Шопениана представлена масштаб-
ной и на удивление строгой интер-
претацией И. Гофмана Полонеза ля
бемоль мажор с впечатляющими бы-
стрыми октавами средней части, ри-
,р,>
(04:34,
1
1
П I Ч R Т fc I Ч » Т I А 1 I
1
К
я
О
I
nil г
т и х и LI
9
X
Т
А О К II Е W 9 К I
В К С Т II О V К N M i И •
А
» . I»
Т
I
II N \1 П о
Г. I К 1111
M A N I'
А I И К
I
p
II I I, li-
nn А
II М
* К
К N1
I’ A U И £
I Т I п » ||
I II л м п о
А И И I I.
1 4 1 *1 1 Г г J r'b ltK E »
su it
MANN
J
ti.ni.HT Т Ч
I » III
|Г . и R Т II Т
А I. п I N U Г II I П
К
А .А а X
А
Г II I I. I Р Р Л I S и \ I
| п К Л I «
* \
RAI 1.Я I I I . I / . A H M IV I U А II М ' й I П I N И I I N
*ТП\>1Ч>К1 С II О Г J A s А
I N
I М Г Ч > 1
С Я
U I О А I КО
гих прелюдий. Музыка другого ро-
мантического ((юртепиаиного гения
Листа, представлена убедительной п
несомненно восходящей к традиции
авторского исполнения интерпрета-
цией Венгерской рапсодии ЛЬ 9 его
непосредственным учеником и секре-
тарем А. Фрндхаймом; образным и
блестящим исполнением „Хоровода
гномов" выдающейся и, к сожалению,
мало известной у нас и в Европе бра-
зильской пианистки Г. Новаэс; мас-
штабным. широкого дыхания прочте-
нием И. Гофманом этюда „Шум леса“;
стихийной виртуозной интерирета-
цней А. Черкасского широкоизвест-
ной парафразы из „Риголетто" Верди
и несколько проигравшим в сравне-
нии с названными записями исполне-
нием пьесы „У родинка“ Л. Корто. За-
поминается блестящее и вместе с тем
строгое исполнение II. Гофмана „Рон-
до-каприччиозо" Мендельсона, а так-
же две построенные на ритмах фла-
менко пьесы Альбениса в
11
сполнении
вел икого
^ испанского
пиани-
ста X. М
гурон и
^ не
уступивше-
го
ему
ни
в
^ чем,
прекра-
сно чувству-
ющего живой
нерв
этой
музыки Ар-
тура Рубин-
штейна.
Во-
обще все пред-
ставленные
в
альбоме записи
И. Гофмана и пре-
красны, и звучат до-
статочно
современно,
что как-то не очень вяжется
с расхожим представлением о
нем как о салонном пианисте.
Вместе с тем могу предполо-
жить, что некоторые из записей
альбома могу т вызвать у нашего
слушателя серьезное недоуме-
ние. Например, пианист, испол-
нивший финал Двадцать седь-
мой сонаты Бетховена так. как
он звучит в настоящем альбоме,
вряд ли, думаю, мог бы рассчи-
тывать сегодня просто па по-
ступление в консерваторию. А
ведь запись-то принадлежит ве-
ликому Д’Альберу, одному из
лучших учеников Листа и, по
общему мнению современников, вы-
дающемуся интерпретатору именно
бетховенской музыки —
Артур Рубин-
штейн, например, назвал Д'Альбера
вообще „персонификацией бетховен-
ской музыки на фортепиано“!
Такое
серьезное
расхождение
в
оценке вряд ли можно отнести цели-
ком на счет изменения стилевых и
эстетических критериев, произошед-
шего за последние 70-100 лет,—
хотя
сами эти изменения, конечно же, несо-
мненны. Здесь есть еще одна неоче-
видная причина
чисто техническая.
Она связана с особенностями реконст-
АупиоМагазин 3/1999
предыдущая страница 142 АудиоМагазин 1999 3 читать онлайн следующая страница 144 АудиоМагазин 1999 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст