140 музыка
акк )рдов. странно совмещенных, которые непрерывно гудят в
мод сдадке. Работа аранжировщика здесь выше всяких похвал:
пек >торые звуки гармонии размыты, так что по выменам она
в(н> )ще утрачивает отчетливость и бешеная накрутка достигн-
ете; только за счет ударных, обилия спецэффектов, а также
виртуозного вокала. Среди упомянутых спецэффектов следу-
ет (тметпть особенно удачную находку авторов альбома -
своеобразные „сирены" в виде эдаких звуковых „следов" с вы-
сотными н тембровыми модуляциями. Они ложатся поперек
мат ‘риала и производят такое впечатление, как будто мимо
вас просвистел косяк болидов, либо в окно батискафа загля-
нул i пучеглазая глубоководная тварь. Подобные штуки, ка-
жет ’я, еще не имеют в жаргоне аранжировщиков специально-
го и (звания, хотя их очень нетрудно получить на синтезаторе.
I la хорошей аппаратуре эти звуковые НЛО выходят чрезвы-
чап ю симпатичными.
Рптм-сеткн разработаны до предела. Используются все
мыслимые рисунки ударных и самые радикальные сбои. Пе-
ремят сетки в „То Have"
из числа фокусов, на которые
редсо у кого достанет вы- __
дух кн. Согласитесь, запу-
сти ь сперва сплошной син-
коп фованный ритм в соче-
тай
hi
с чем-то вроде самбы
и i отом круто переменить
его на фигуру I 2 у гитар,
зву lainux как сопровожде-
ние несен кубинской рево-
люции,—
это сообразит нс
кал дый.
flL
У
Ш
По временам Мадонна во-
обще отказывается от на-
крутки, давая развернутые
эпизоды чистой прострации.
Ударные вне сетки, исполь-
зуемые на правах локально-
го колорита, в качестве шо-
ковых шумовых всплесков,
обилие спецэффектов, адрс-
сущнх к звукам радиоэфира,
тонкие ориентальные п фолк-ассоциации —
вот антураж
прострации новейшего образца, предложенного Мадонной
(„Frozen". „Lillie Star“, „Мег Girl" н другие).
Особенно удачно начало композиции „Little Star": здесь
целые вороха специфических для альбома звездных голосов,
имитаций эфирных позывных, необыкновенно тонко решен-
ных аранжировщиком, в обилии ложатся на едва намечен-
ный ритмический квадрат. Вообще, Мадонна может позво-
лить себе отстраненность. Даже откровенный тяжелый
драйв нс заставляет ее надрываться, голос, усиленный искус-
ственно, не теряет холодности, накал создается только боль-
шей жесткостью интонации. Стиль альбома, стиль „наркоти-
ческой музыки без наркотиков" (пособственному выражению
Мадонны)
это наводненная массой звуковых глюков и
аномальных :к|х|>ектов прострация, из которой возникает то
интенсивное движение, то притягательный мелодический
материал. Самая радикальная вещь альбома „Мег Girl"
во-
обще начинается с чистого атонала, сделанного под телефон-
ный гудок, который идет вне всякой пульсации.
Работа со звуковыми ассоциациями, вообще недоступная
для обычных попсовнков, в „Ray Of Light" переходит в изощ-
ренный ассоциативный садизм. Фокус композиции „Shanti".
построенной на не вполне безобидных смысловых индий-
ских ассоциациях, состоит в столкновении магической звуко-
вой атрибутики (ритуальный ритм стилизованных ударных,
барабаны с примочками в виде эха и т. и.) со стандартными
приемами музыки индийских мелодрам (хоровые нодиетки.
сакраментальные пассажи скрипок, весьма чувствительно не-
взначай поддевающие слушателя, уже было всерьез пачі ла-
ющего медитировать). Мы, впрочем, привыкли к тому, что
Мадонна никогда не церемонилась с потребительскими соп-
лями. Если реципиент хочет, чтобы ему утерли нос. то к pi во-
течения не избежать. Хочешь строгой концертной мане >ы?
Пожалуйста, ты получишь и белый рояль, и платье каї на
приеме у командора Почетного легиона, и Мадонну, в реш ио-
щий момент взгромоздившуюся на рояль. Хочешь меді та-
нин ? Созерцай на здоровье свой атман под звуки кинем; то-
графическп.х отыгрышей à la Радж Капур. Да, впрочем, по-
черпнутый из классики принцип локального колорита та оке
используется как средство ассоциативного давления, чем он,
собственно, и отличается от обычных искусственных и сэмп-
лированных тембров: все эти экзотические звуковые навс ро-
ты смутно что-то напоминают, вызывая эффект наркоті ве-
ского déjà vu.
Резонанс такой вещи, как „Ray Of Light“, в которой мате-
риала содержится болі ше,
чем во всей западной m псе
90-х годов вместе взя' он.
неминуемо носит xapat тер
массовых заимствоваї ий.
Звуковые „летающие та-
релки", понятно, первыми
разлетелись с нового ді ска
Мадонны, достигнув самых
отдаленных и захолустных
участков музыкальной ice-
ленной. Далее пошли вдело
злектроїшые и реобразова-
ния живых тембров. Сле-
дом за Мадонной удачный
опыт в этом направлении
сделала Шер, препарировав
собственный голос, а уж у
нее в свою очередь не за-
медлили обнаружиться де-
сятки подражателей. При
всем том новый стиль Мадонны вряд ли понятен многим. В
этом отношении показательна политика раскрутки альбома -
в ротацию пошли композиции, внешне весьма радикальные,
но по суш наиболее близкие к стандартам рок-баллады. По-
этому, сколько ни есть странностей в хите „Ray Of Light“, он
прошел как по маслу, а вот шедевр альбома - бесконечно тон-
кая композиция „То Have"
вообще не для средних мозгов и
ушей, и вряд ли когда-нибудь окажется не только в тяжелой
ротации, но и в программах массового вещания.
Мадонна, идеально воплотившая в себе дух 80-х годов,
ставший ныне предметом ностальгии, далеко превосходит
нынешнюю заскорузлую действительность. Если раньше ее
творчество несло прежде всего заряд социального обобще-
ния. то теперь она превратилась в выразительницу важней-
ших музыкальных тенденций. II. как это ни парадоксально,
ее последний альбом сыграл ро.ль некоего зеркала для акаде-
мического авангарда: благодаря Мадонне стало видно, какое
направление в нем оказалось наиболее жизненным, ибо по-
псовые заимствования. притягательность для массовой куль-
туры - важнейший критерий жизненности достижений ака-
демической музыки. Однако Мадонна Подошла к той черте,
далее которой двигаться за счет одних только музыкальных
средств невозможно. Остается единственный путь
обра-
титься к идеологии, всегда придающей искусству особый вес.
Весьма .логичным и достойным для Мадонны было бы гран-
диозное завершение карьеры в объятиях папы Римского.◄
АупиоМагазин 3/1999
предыдущая страница 141 АудиоМагазин 1999 3 читать онлайн следующая страница 143 АудиоМагазин 1999 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст