іза музыка
У нас Мадонну не любят рок-музыкаиты различных си-
стем и женщины. Надо признать, такое отношение вполне
мотивп|рованно. Повеем исходным параметрам МадАнпапо-
падает i номинацию андеграунда. Однако по какой то при-
чине она не только оказывается круче остальных с о пред-
ставителей, но и не скрывает итого обстоятельств«, давая
всем и( пять, что ей не только удаются, но п позволительны
многие вещи, вызывающие у всех прочих спазмы с. юнных
желез. 1го касается музыки, то Мадонна не немыты шет ни
малепп ей рефлексии по поводу средств, от которые воро-
тят носы бой-скауты чистого рока, причем она npoi
отнюдь не тошнотворный попсовый винегрет, а абс
СТИЛЫ»:
>1
й продукт.
Не будем вдаваться в нюансы отношения пол-м\1
роком I ак таковым. Заведомо направленный на
треопк ля. жанр попсы в случае, когда
продук
гнзнV вы делки пли подо-
опе срс
репное
нать средства из акаде-
м и чес к )іі м у з ы к и . Е сл и
для ро<а соприкоснове-
ние
с а шлем и чес кой м у -
зыкой, сак правило, в ви-
де ее кл
ііс с іїч е с к и х образ-
цов,— счередное
и с п ы т а -
ние не ШН110СТИ, то для
попсы, ориентированной
на бол ‘е свежие образ-
цы,
: то превосходная
подпит са и возможность
займе і новаций.
Р а зу
н ні оолыную кру-
зводит
)ЛЮТНО
зыки с
рмальноп пзощ-
н, вынужден чер-
i естся, подоопы е
заимел ] ювания делаются
с г|)и;п агилетним отста-
ванием
от
прототипа.
Вся исюрпя IlOny.IHpHOii
музык! . взятая крупным
планом — череда внедре-
ний в )бщий джазовый
протот in
устаревших
академ шеских средств,
НрОИЗВ )ДЯИ1ПХ
всякий
раз
„ революционный“
зффек'. Поп-музыка в
своем
существовании
жестко зависима от ака-
демиче 'КОЙ культуры.
Одна к( >
академ
11
ческой
музыке с некоторых пор приходится нелегко, ей oti самой
как-нибудь протянуть, не то что кормить коммерчески аф-
фект! Iв юго и зажиточного паразита. Во всяком слу iae, уже
30 лете на не производит ничего полезного для ионе >
i вслед-
ствие ПОЛНОЙ Иеуне)Треб)ИТе.’П>НОа11 ее новейших средств не
только в массовом обиходе, но подчас и в узкопрофессио-
нальном кругу.
Как >
ее быть попсе? Перед ней в свою очередь с фзжало
стной остротой встает проблема стиля. Неизвестн
чудом I Ладомна умудрилась выдоить из божье»! корАвы ака
рко
!1
музыки ту последнюю порцию молока, которая
ится в пищу слушателям, не исиытывающт
демиче
еще го;
кальиоГо желания заболеть скоротечной чахоткой
лить в
нуда км
іурдом. Именно Мадонна в очередной раз п< ретрях-
ІІ1КІ1
попсе, совершив в ней последнюю,
ПО
всей види-
МОСТИ, )ЄВОЛІ()ЦІІЮ.
май на-
дії уго-
Тот, у кого на слуху „Ray Of Light'4
, постоянно замечает,
что какой-нибудь взятый оттуда прикол мельтешит, как ту-
склое и кривое отражение, во множестве второсортных хи-
тов. II иопсовики, II стареющие рок-энтузиасты всех мастей,
и даже рейверы, если последним случается подать малейшие
признаки заинтересованности внешним миром, в частности
очередным творением Мадонны, реагируют на „Ray Of
Light“ своим обычным способом: они просто рефлекторно
отмечают известные им „стили“, удивляясь, почему в альбо-
ме их так много. Так и несу гея обрыдлые с юных лет авто-
матные очереди кратких, как собачьи команды, сдововыра-
женнй: рок (20 разновидностей) —
блюз
фанк —
диско —
фолк.
.. Наиболее оригинальное и проникновенное наблюде-
ние из известных мне состоит в том. что Мадонна показала
знакомство с арабской попсой последних лет (с чем безус-
ловно следует согласиться).
Раскроем нехитрый секрет Мадонны. Он очень прост: Ма-
донна на порядок значительнее любого из своих нынешних
западных коллег по музыкальной субкультуре
как ком-
мерческой, так и неформальной, если последняя вообще со-
хранилась в „цивилизованном мире“. По масштабу своего
дарования она скорее соотносима с первыми величинами
академической музыки. Соответственно, она обнаруживает
чувство стиля качественно иное, чем у собратьев по жанру.
Почему у Мадонны, прибегающей к беспрецедентно ради-
кальным совмещениям п калькам, получилась стройная и
стильная вещь? Упомянутые собратья органически не спо-
собны подняться до ощущения стиля как такового, поэто-
му они принимают за стиль то, что в более сознательном
состоянии определяется как прием или штамп. У них есть
нара-лругая общих стилей, по одному на целую ораву, нечто
вроде братской могилы, и каждый чувствует себя открывате-
лем новых миров, едва только делает к общему стилю мини-
атюрное прибавление, состоящее в каком-нибудь ударе в
бочку поперек сетки 16'bcat.
Что такое блюзовый квадрат? Четыре несчастных аккор-
да. Они отличаются от других последовательностей, упо-
требляемых в попсе, не более, чем разнятся между собою
ином раз два соседних такта у 111уберта. Чем отличается рейв
от транса и оба они от хауса, если все они вместе взятые на-
зываются простым словом „самодеятельность“? Этими-то
ножницами между стилем и штампом ловко орудует Мадон-
на, и даже идет далее, делая свое эпохальное заимствование
из „классики“.
Большинство новейших стилей в академической музыке
таковы, что мысль о возможности их влияния на массовую
культуру кажется даже пугающей. Есть такие авторы, что
нельзя без содрогания подумать о том, как бы еще и сюда не
проникло животворящее дыхание их высокого искусства.
Последнее, что может быть полезным для музыкальной поп-
культуры в культуре академической, кроме акустических на-
работок, имеющих прежде всего прикладное значение,—
это
своеобразный стиль, представляющий зрелое состояние
АудиоМагазин 3/1999
предыдущая страница 139 АудиоМагазин 1999 3 читать онлайн следующая страница 141 АудиоМагазин 1999 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст