12
почта
ветствует цифровому уровню и 0 дБ па
специальном испытательном диске. Так-
как даже ничтожное превышение этого
уровня в цифровом виде ведет к явно
слышимым искажениям, производите-
ли огромного Большинства цифровых
фонограмм не превышают на диске
уровня в
4 дБ. Б результате у проиг-
рывателя компакт-дисков превышение
выходного сигнала над другими источни-
ками сигнала не так уж и велико, запас
по перегрузочной способности компе-
тентных транзисторных и тем более
ламповых входных каскадов вполне поз-
воляет оставить чувствительность
входа прежней.
С. Таранов
►►
*
Обратиться к нам с письмом меня
заставила проблема, о существовании
которой (наверное, в силу моей нео-
пытности) я просто не подозревал.
Проблема заключается в качественном
воспроизведении
при
пониженной
громкости. В течение полутора лет (но
многом из-за финансовых возможно-
стей) я, следуя рекомендациям вашего
журнала п собственному вкусу, подби-
рал себе комплект аппаратуры (усили-
тель „Rotel RA-970BX“, бо’Вт па 8 Ом.
колонки „Mission 751“ с чувствитель-
ностью 89 дБ/Вт/м, проигрыватель
CD „Rotel RCD-975“. кабели: меж-
блочный „Тага Labs Prime I ООО", коло-
ночный bi-wirc „XLO Pro 1200"). Но
все мон усилия свелись на пег. Время
прослушивания и повышенная слы-
шимость в доме позволяют слушать
музыку при положении регулятора
громкости
половина деления. Всего
их десять. Звучать комплект начинает
только при положении 1.5 деления и
выше.
Иснол ьзован не
рогу л я то ро в
тембра ничего подает.
В связи с этим I возник] вопрос: воз-
можно ли вообще качественное воспро-
изведение при пониженной громкости?
(Комната 13 м-. джаз, джаз-рок.) Если
нет. то что бы вы посоветовали для ка-
чественного воспроизведения при сни-
жении уровня громкости до минималь-
ного (более чувствительные колонки,
менее мощный усилитель, использова-
ние АС определенных фирм)? Слышал,
что АС I некоторых I фирм звучат лучше
при пониженной громкости. Было бы
неплохо узнать, что именно нужно из-
менить в моем комплекте.
При попытке найти ответ на страни-
цах вашего журнала наткнулся на реко-
мендацию одной из фирм
АС необхо-
дима предварительная приработка не
менее 80 часов при среднем звуковом
давлении.
У меня АС проработали часов 400. по
при минимальной громкости. Быть мо-
жет, мои АС просто не приработались?
В связи с .чтим и второй вопрос: зависит
ли время приработки АС от уровня
громкости?
А. I Барманов, Москва
Подумаем вместе. В основном каче-
ство звука на малой громкости зависит
от качества работы па малых уровнях
усилителя мощности и АС. Какой вклад
вносит каждый из этих компонентов?
Па малых уровнях сигнала у „среднего"
усилителя со сдвоенным регулятором
уровня разбаланс каналов больше из-за
физических свойств потенциометра.
Кроме того, если усилитель работает в
классе В или, в меньшей мере, ЛВ. то ка-
чество передачи сигналов малого уровня
у него просто хуже. Вывод: нуж ен менее
мощный усилитель, .желательно рабо-
тающий в классе А, еще лучше лампо-
вый. Значимость этого вывода невелика,
так как замена усилителя будет для
большинства слушателей слишком ра-
дикальным шагом. Кроме того, вклад
усилителя, вероятно, здесь меньше, чем
вклад АС. Перейдем к ним. Опыт пока-
зывает, что некоторые АС начинают
хорошо звучать, „раскрываты я
толь-
ко с определенного уровня громкости.
Явление это, судя по всему, связана
прежде всего с чувствительностью АС.
Не случайно в старинных приемниках
мощностью 1-2 Вт использовались чув-
ствительные динамики без всяких раз-
делительных фильтров. Итак, велика
вероятность того, что следует перей-
ти на АС чувствительностью повыше и
при этом простой конструкции - двух-
полосные, с простыми фильтрами, с не
слишком глубоким басом.
Приработка АС
явление сложное.
Разделим АС на разные узлы. В раздели-
тельных фильтрах прирабатываются
радиоэлементы и провода. В подвижных
системах стабилизируются упругие
свойства подвесов. Оба эти процесса не
так уж- сильно зависят от уровня вход-
ного сигнала. Есть еще. однако, магнит-
ная цепь и звуковая катушка, в которых
свойства клеев будут как-то меняться
во время первичной температурной
стабилизации. Температура магнитной
цепи и звуковой катушки будет зави-
сеть от времени непрерывной работы
,4С
и от величины входного сигнала.
Правда, влияние именно этого аспекта
прогрева на качество звука не должно
быть особо велико
механическая ста -
билизация упругих подвесов куда важ -
нее. Итак, судя по всему, прогрев АС
мож но вести на небольших уровнях сиг-
нала. хотя в таком случае на приработ-
ку уйдет больше времени.
С. Таранов
Поначалу действительно может по-
казаться. что на малых уровнях гром-
кости комплект „не звучит". Иначе
зачем лее в паспортах многих
/1
С про-
изводитель указывает .минимальную
мощность усилителя"? На самом деле
все не так: АС звучат хорошо на любой
громкости, кроме соответствующей
режиму перегрузки. Более того, чем ти-
ше звук, тем „точнее" АС. Правда, с
точки зрения приборов. Но вот ухо не
дает себя обмануть. Оно привыкло к
определенной громкости, например го-
лоса пли оркестра и на меньших громко-
стях субъективно регистрирует изме-
нения тембра — как правило, потерю
низких и средних частот. Для борьбы с
этим явлением придумана тонкомпен-
сация в усилителях, однако исправить с
помощью резисторов и конденсаторов
то, что веками отла.живалось на ж ивом
организме, удается не всегда. В резуль-
тате мы либо слушаем на
комфортном
уровне громкости, либо остаемся не-
удовлетворенными качеством. Подбо-
ром компонентов здесь почти ничего не
исправить (а комплект у Вас очень не-
плохой!).
Я бы посоветовал:
а) иногда „отрываться" днем в от-
сутствие соседей:
б) слушать в хороших головных теле-
фонах. например „Веуепіупатіс ПТ-
831" или „Беппйе'ттНП-580".
Мне каж ется, что на малых уровнях
АС не прирабатываются.
К. Никитин
1. Для того, чтобы не беспокоить се-
бя и соседей во время приработки АС,
рекомендуется поставить их вплот-
ную друг к другу лицевыми панелями
навстречу. Если имеются отверстия
фазоинвертора, их необходимо тща-
тельно закрыть. Подать на АС моно-
фонический (синфазный) сигнал (на-
жать на усилителе кнопку
моно
".
если
она есть, запараллелить его входы, или
же иснолыовать монофоническую фо-
нограмму). Это приведет к противо-
фазной компенсации излучаемого зву-
кового поля вплоть до верхних частот.
Если к тому ж е колонки накрыть одея-
лом. то их звучание не будет никому
мешать даже при значительном уров-
не сигнала.
2. Раньше выпускались АС, снабжен-
ные
термисторной
схемой
авто-
компенсации амплитудно-частотной
характеристики
по
субъективному
АупиоМагазин 3/1999
предыдущая страница 13 АудиоМагазин 1999 3 читать онлайн следующая страница 15 АудиоМагазин 1999 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст