аудиоклуб
135
определяет конечным результат: идея
или элементная база?
X. К.
Оба аспекта достаточно важны
для меня. Сегодня большинство имею-
щихся в продаже элементов предназна-
чено для массового производства, и са-
ми они производятся серийно. Спрос на
них определяется в основном компью-
терной индустрией, которой требуются
очень надежные и не слишком дорогие
комплектующие. Меня интересуют не
только цена и надежность; они. конечно,
важны, по серийно производимые ми-
ниатюрные элементы мне не подходят в
других отношениях. Проблема заклю-
чается втом, что найти радиодетали вы-
сокого качества становится все труднее.
Еще несколько лет назад, например,
продавалось множество пленочных тан-
таловых резисторов. Сейчас их почти не
выпускают, как и многие другие „клас-
сические“ детали. У нас имеются опре-
деленные запасы, но ведь есть еще эле-
менты, улучшением качества которых
промышленность вообще никогда не за-
нималась: например, регуляторы гром-
кости, переключатели, разъемы. Я соби-
раюсь заняться изготовлением собст-
веі
111
ых регуляторі>в, і іерекл ючателей,
разъемов п других деталей, долгое вре-
мя остававшихся без внимания.
Корр.
В конце концов, поскольку
разработчику необходимо воплощать
свои идеи практически, выбор всегда
остается за ним.
X. К.
У меня есть собственный набор
любимых элементов. І Іе стану утверж-
дать, что это единственно правильное
решение, но во многих случаях детали,
изготовленные по старым военным
стандартам, оказываются наиболее под-
ходящими для моей аппаратуры.
Корр.
Сейчас много спорят о катод-
ном повторителе, и немало люден вы-
сказываются против него, утверждая,
что это схема со стопроцентной обрат-
ной связью и, следовательно, хорошо
звучать не может. Тем не менее, в ком-
понентах „Audio Note Japan" такая схе-
ма широко используется н дает весьма
неплохие результаты. Я сам собрал не-
сколько усилителей п предусилителей
с катодным повторителем в качестве
драйвера или выходного каскада, и эта
схема работала хорошо. Как вы счи тае-
те. почему многие настроены против
катодного повторителя, даже при том,
что он хорошо зарекомендовал себя на
практике? Может быть, как вы уже за-
метили ранее, причина заключается в
ограниченности кругозора?
X. К.
(улыбаясь).
Это не вопрос кон-
цепции. Теоретически схема катодного
повторителя
абсолютно
правильна.
Возможно, многие эксперименты дали
отрицательный результат из-за исполь-
зования неподходящих материалов и
элементов. І іозтому я и стремлюсь про-
изводить ключевые узлы самостоятель-
но. Если все сделано правильно, па ос-
нове правильно выбранной элементной
базы - катодный повторитель работает
очень хорошо.
Корр.
Изучая ваши усилители, я за-
метил. что выходные трансформаторы
спроектированы таким образом, чтобы
в первую очередь обеспечить низкие
входные потери II высокий коэффици-
ент передачи и только затем уже широ-
кую полосу пропускания.
X. К.
Совершенно верно.
Корр.
Почему?
X.
К.
Очень просто. Большинство
производителей с гордостью сообщают,
что их трансформаторы
высшего ка-
чества и подтверждают это широкой
полосой пропускания. На самом деле
полоса пропускания не является един-
ственно важным фактором. Проекти-
руя свои трансформаторы, я прежде
всего старался найти наилучший мате-
риал для сердечника —
все упирается в
материал! - и очень критически подби-
рал число витков п диаметр провода.
Это очень важные параметры, на кото-
рые большинство разработчиков не об-
ращают внимания.
..
Корр.
Почему вы предпочитаете ке-
нотронные выпрямители в источниках
питания выпрямителям на кремниевых
диодах?
X. К.
С разными лампами я приме-
няю различные выпрямительные цепи.
Тип электрической цепи, тип лампы,
дросселя, конденсатора должен выби-
раться очень тщательно, поскольку все
они меняют характер звучания. Даже
лампы одного и того же типа „звучат“
по-разному, в зависимости от того, где
они изготовлены.
Корр.
Тем не менее, вы утверждаете,
что лампы всегда лучше, чем кремние-
вые диоды.
X. К.
Да. По сравнению с кремниевы-
ми диодами кенотронные выпрямители
обеспечивают более мощное и глубокое
звучание.
Корр.
II очему. по вашему мнению,
это происходит?
X. К.
Если вы найдете ответ на этот
вопрос, у вас появится шанс получить
І Іобелевскую премию
(все смеются).
У
кремниевых диодов есть область (Око-
ло 0.6 В), и которой это устройство не
проводит ток, а за ней проводимость
круто нарастает. У ламп этот эффект
отсутствует.
Корр.
В продукции „АКГ всегда ис-
пользуются емкостные сглаживающие
фильтры. Почему вы предпочитаете эту
схему схеме с дросселем?
X. К.
Меня прежде всего интересует
напряжение. Это —
приоритет. Схемы с
емкостной и индуктивной фильтраци-
ей будут звучать по-разному. Звучание
схемы с дросселем мне не нравится.
Корр.
Почему?
X. К.
Разработчики тс-фнльтров при-
дают большое значение „масштабу“ му-
зыки. Меня больше интересует чисто-
та н ясность, поэтому я предпочитаю
сглаживающие конденсаторы. Но ска-
занное мной относится к схемам с
обы ч
11
ы м
11
дросселя ми.
Иначе говоря
(вступает в разговор
коллега Хирояши Кондо, г-н Шибазаки),
когда Кондо-сан сделает собственный
фильтр с дросселем
это будет другая
история. Например, в „KEGON-М“. ко-
торый пока существует в единственном
экземпляре, он использовал собствен-
норучно изготовленный дроссель с се-
ребряной обмоткой, и он звучит, как.
..
гора Фудзи.
.. очень
(обсуждает следу-
ющее слово с Кондо)
стабильно, цельно,
с надежным нижним регистром.
Корр.
Насколько важным вы счита-
ете качество материала сердечника вы-
ходного трансформатора?
X. К.
50%.
Корр.
Значит 50%.
обмотка и 50
сердечник?
X. К.
В свое время я использовал ма-
терная, производимый американской
компанией „ARMCO". Он мне правил-
ся, потому что уже тогда японские сер-
дечники производились по достаточно
усложненной технологии, а эта амери-
канская компания использована тради-
ШІОШ1 ые 11роизводствен н ые и рої іссс ы
и оборудование, и их сталь оказалась
более подходящей. Японские сердечни-
ки но сравнению с американскими ока-
зались более хрупкими.
Корр.
Качеству материалов для сер-
дечников головок звукоснимателя и
динамических головок вы придаете та-
кое же значение?
X. К.
Я не использую серийно произ-
водимые ферритовые сердечники, по-
тому что еще в процессе изготовления
материал подвергается механической
деформации. 11рн производстве матери-
ал і юдвергается давлені но до 200 тони, и
его структура деформируется. 11а звуке
это сказывается крайне негативно. В
своих магнитах я использую отрезки
стального прута, тщательно отпилен-
ные вручную.
..
Корр.
Нелегкая работа.
..
X.
К.
Я поступаю, как старейший
производитель английских автомоби-
лей Моргай, который таким же образом
собирает свои машины.
.. ◄
АупиоМагазин 3/1999
предыдущая страница 136 АудиоМагазин 1999 3 читать онлайн следующая страница 138 АудиоМагазин 1999 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст