музыка
131
II я подумал: а чем отличается гамелап от „колесиков и
винтиков“ рогового оркестра? Человек
как муравей. Чу-
довищно. Тем не менее, отличие есть, и принципиальное:
здесь ничто не построено, пе собрано, не выучено, а просто
по-другому не бывает. Это даже не растительность
вокруг,
а
ты сам
внутри
некоего живого существа. Для тебя не су-
ществует не только жесткого протокола предписания (как
в оркестровой партии), но даже и мягкого алгоритма взаи-
модействия (как в джазовой импровизации). Ибо если до-
гадка о муравьях верна, то пет и самого взаимодействия. А
есть некий организм, вмещающий и превосходящий каждо-
го из участников. Этот организм вырастает от корпя, назы-
ваемого „тысячелетняя традиция". Разве листья на дереве
взаимодей ству ют?
Историк Ж орж Дю би
Французский историк Жорж Дюби в
книге „Европа в Средние века“ пишет:
„ ...м е д л е н н о е д в и ж е н и е в о с х о ж д е -
н и я .
.. в ы ш л о и з п о д з е м е л и й , р а с п р а -
в и л о с в о и ф о р м ы .
.. в о п л о т и л о с ь в
с н о п с х о д я щ и х с я в е р т и к а л е й .
.. О к н о
п р и н и м а е т .
.. ф о р м у р о з ы .
..“
Так передана идея готики
устремле-
ние ввысь, к Свету. 11, как видим, лекси-
ка „растительная“. Однако при чем здесь
музыка?
спросите вы. А при чем здесь
камень? —
отвечу я. Разве камень ра-
стет? Оказывается, растет. Камень собо-
ра —
именно вырастает
как коллек-
тивная молитва
нескольких поколений.
К росту способны самые странные ве-
щи. I [анример, число. „Musica est exerci-
tium arithmeticae omiltum nescicntis se
numerare animi“.—
„Музыка есть тайное
упражнение в арифметике не способной
себя исчислить души". В згой знамени-
той формуле Лейбница „музицирующая
душа“ упражняется в арифметике подо-
зрительно бессознательным,
вегетатив-
ным
образом-. Как это понимать?
„М а т е м а т и к а в т е в р е м е -
н а .
.. н е б ы л а о т д е л е н а н и о т а с т р о н о м и и , т о е с т ь н а б л ю д е -
н и я н а н е б о с в о д е н а и б о л е е я с н ы х о т р а ж е н и й б о ж е с т в е н н о -
го р а з у м а , н и о т м у з ы к и , т о е с т ь с а м о г о
акта молитвы“.
Таким образом, архитектура, число, музыка и небо связа-
ны воедино молитвой, которая есть
коллективное вдыхание
жилки
в неживое.
А теперь вспомните
мощный ствол хорового мужского
унисона, многократно усиленного храмовой - каменной —
акустикой! Григорианский хорал.
„Ж и з н е н н ы е с о к и п о с т е -
п е н н о п о д н и м а л и с ь п о у х о д я щ и м в в ы с ь с т в о л а м к о л о н н
С о б о р а П а р и ж с к о й Б о г о м а т е р и " .
Это опять Дюби.
II, заметьте, мы уже не на острове Бали в Тихом океане.
Перед нами европеец, поющий григорианский хорал - ос-
нову всей дальнейшей профессиональной западной тради-
ции. Чем же этот европеец, по сути, занят?
Коллективно выдыхая в пении молитву - он вдыхает
жизнь в творение.
Биолог М ари-А нн Кларк
и ком позитор Д ж о н Д анн
„Е с л и б ы я м о гл а п р о гу л я т ь с я в н у т р ь ж и в о й к л е т к и , я б ы
у с л ы ш а л а .
.. к а к р и б о с о м ы ч т о -т о в ы с т у к и в а ю т в о в р е м я
- А Ф. Лосев к аналогичном <|юрмулг м вовсе говорил о .
.эл иве киш и” времени в
музыке („Мулмкл как
11|М\'1МСТ ЛО!
ммГ).
с и н т е з а п р о т е и н о в , и г р а ю т н о т а з а н о т о й с в о и а м и н о к и с -
л о т н ы е п о с л е д о в а т е л ь н о с т и , в с о г л а с и и с ге н е т и ч е с к о й
п а р т и т у р о й , к о т о р а я в о с п р о и з в о д и т с я п о д ч а с с и с к л ю ч и -
т е л ь н о й т о ч н о с т ь ю , п о д ч а с с н е п р е д в и д е н н ы м и о ш и б к а -
м и , а и н о гд а и с о ш е л о м л я ю щ е ц в е т и с т о й и з о б р е т а т е л ь н о -
с т ь ю ".
„ Я п о д у м а л , ч т о о т н о с и т е л ь н о п р о с т о й а л ф а в и т и з ч е т ы -
р е х з н а к о в , о б р а з у ю щ и х д в а д ц а т ь б у к в , в с в о ю о ч е р е д ь с о -
с т а в и в ш и х с о б о й о с н о в у в с е г о ж и в о г о н а З е м л е , д о л ж е н
б ы т ь в е с ь м а п л о д о т в о р е н с т р у к т у р н о , к т о м у ж е м о г б ы
р е з о н и р о в а т ь с о в с е м т е м в н у т р е н н и м ч е л о в е ч е с к и м , ч т о
п о с т р о е н о в н а с п о э т о м у ко д у . Т а к и о к а з а л о с ь . Д Н К -б е л -
к о в ы е п о с л е д о в а т е л ь н о с т и .
.. з а з в у ч а л и о д н о в р е м е н н о и
ч у ж д о , и з н а к о м о — к а к м у з ы к а и н о й к у л ь т у р ы : п р и я т н о н е -
о ж и д а н н о , н о в п о л н е « с л у ш а е м о » . П е р -
в о е п у б л и ч н о е и с п о л н е н и е э т о й м у з ы к и
с о с т о я л о с ь в я н в а р е 1 9 81 в Г а в а й с к о м
у н и в е р с и т е т е “ .
Эти слова принадлежат соответст-
венно биологу Мари-Анн Кларк и ком-
позитору Джону Данну3 и относятся к
их совместной работе. Здесь мы, минуя
Новое время, оказываемся в Новей-
шем, где место творения занято ес ве-
л
11
честном наукой.
Нас не удивляет уже ни переложен-
ная на музыку теория вероятностей
(стохастические композиции
Яниса
Ксенакиса), ни развернутые на пло-
скость парти туры гиперболические па-
раболоиды павильона фирмы „Philips“
на Всемирной выставке 1958 года в
Брюсселе (точнее, все наоборот: музы-
ка сочинена раньше
„Metastasis“ Ксе-
накиса). Мы помним слова компози-
тора о барабанящем по крыше дожде
(изменения интенсивности которого,
понятное дело, описываются математи-
ческими законами). Мы смотрим нали-
ано-лампиарнеобразные изгибы на эски-
зах павильона. Но когда я сообщаю о такой удивительной
вещи, как музыка белков, разумному человеку, разумный
человек говорит: неважно, из чего сделать, важно, по како-
му алгоритму. Важно, соглашаюсь я. И в то же время неваж-
но. Потому что лечить зуб или строить собственный дом в
этом случае вы откажетесь
по любому алгоритму.
А павиль-
он на выставке пли музыку - пожалуйста.
II это правильно. После Нового времени (которое, как
помните, мы успешно миновали) музыка захотела снова
быть
природой.
Она не хочет природу описывать, как Лист
или Берлиоз, не хочет ее пересоздавать, как Скрябин.
Она больше не демиург п не творец! Она просто хочет
быть
!
Однако у К). Лотмана мы читаем:
„П р и р о д а е с т ь с о з д а -
в а е м а я к у л ь т у р о й и д е а л ь н а я м о д е л ь с в о е г о а н т и п о д а “ .
Есть над чем задуматься?
„S tylistic Elem ents Com m on to th e Russian
N atio n alists“4
Так называется документ, который, судя по описанию
технологических деталей, названных „стилистическими
элементами", н мелькнувшему имени Мусоргского, посвя-
3 См.: 1д‘оиап1о On-Line (hup: 'initpress.mic.edu;е-joumals/ Leonardo). Тж.: Life
Music:
The
bonification
of
Proteins.
John
Dunn.
Algorithmic
Arts
(Imp:/ /algoart.com).
• Кстати, предлагаю поэкспериментировать с переводом. См.: carnold@emory.ecIu.
г
J I
!
'I
'
I
i,
t
.t
J
. i
I
Гд
I
A
k
П
/
АуяиоМагазим 3/1999
предыдущая страница 132 АудиоМагазин 1999 3 читать онлайн следующая страница 134 АудиоМагазин 1999 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст