1^ клчестнс іі.і ікк гаїїіііі и тексте
ік
і
іо.іі^кніапьі фрагменты картин Рене Магритта.
ізо музыка
Ф о р м ы .
.. ж и в у т с а м и п о с е б е , ж и в у т н а с ы щ е н н о и р а с -
п р о с т р а н я ю т с я б е з о г р а н и ч е н и й , д е л я с ь п о д о б н о ч у д о -
в и щ н о м у р а с т е н и ю . П р е у м н о ж а я с ь , ф о р м ы о т д е л я ю т с я
д р у г о т д р у г а , в с е м и с в о и м и ч а с т я м и с т р е м я т с я з а в о е в а т ь
п р о с т р а н с т в о , п р о н и з а т ь е г о , с о е д и н и т ь с я с ч е м т о л ь к о
в о з м о ж н о и, е с л и п о з в о л е н о б у д е т с к а з а т ь , у п и в а ю т с я о б -
л а д а н и е м э т и м п р о с т р а н с т в о м .
А н р и Ф о с и й о н . Ж и з н ь ф о р м
Бывает иногда, что слова, сказанные разными людьми,
вдруг выстраиваются для нас в один невероятный ряд. Так
возникает новое понимание.
Пассаж из французского историка искусства Анри Фо-
снГюна поразил меня не столько фантазией, одушевляющей
барочный орнамент (которому, собственно, и посвящен),
сколько простейшей мыслью: рукотворное живет само но
себе. Оно создает среду, по законам которой приходится
жить творцу. Как в сказочной импровизации Джанни Рода-
рн: автомобили так размножились, что облепили купол со-
бора Св. Петра.
.. Фосийон дальше пишет: „Стиль —
...одно-
родная и плотная среда, внутри которой человек действует
и дышит“. Хочется спросить: чем дышит?
Ком позитор С ергей Белимов
Как известно, оркестр играет по нотам. Без оркестровой
партитуры игры нет. В роговых оркестрах этот принцип был
доведен до предела - „человек-нота“. Вот наблюдение ком-
позитора Сергея Белимова, недавно вернувшегося с острова
Бали, куда он ездил слушать сохранившийся до наших дней
традиционный индонезийский оркестр гамелаи:
„М ы с о -
в е р ш е н н о н е з а д у м ы в а е м с я о т о м , ч т о с а м а о р г а н и з а ц и я ,
с а м а с т р у к т у р а о р к е с т р а е с т ь о б р а з к а р т и н ы м и р а . Б у д ь
т о у Б е т х о в е н а , Ш о с т а к о в и ч а , М е с с и а н а и л и Б у л е з а . Т а м ,
н а и н д о н е з и й с к о м о с т р о в е Б а л и , з а к о н с е р в и р о в а л и с ь н е
т о л ь к о м н о г о т ы с я ч е л е т н и е о б р я д ы и о т н о ш е н и я в о б щ е -
с т в е . И к о г д а я и щ у , с ч е м с р а в н и т ь га м е л а н , м н е п р и х о д и т
н а у м .
.. м у р а в е й н и к . М ы з н а е м , ч т о у м у р а в ь е в к а к б ы к о л -
л е к т и в н ы й м о з г. То е с т ь , к а к п р е д п о л а г а ю т н е к о т о р ы е у ч е -
н ы е , к а ж д а я к л е т о ч к а м у р а в ь и н о г о и л и п ч е л и н о г о с в е р х -
м о з г а п р е д с т а в л е н а т е м , к о г о м ы с ч и т а е м о т д е л ь н ы м с у -
щ е с т в о м . Э т о т о т д е л ь н ы й м у р а в е й н и к е с т ь к а к б ы н е й р о н
о б щ е г о с у п е р м о з г а . Е в р о п е й с к и х м у з ы к а н т о в д и р и ж е р
м о ж е т п о п р о с и т ь : « Т а к, п е р в ы й п у л ь т, с к р и п о ч к и , п о ж а -
л у й с т а , ч т о т а м у в а с с 21 п о 2 7 т а к т ? » И о н и с ы г р а ю т . П о -
п р о с и т ь , с к а ж е м , « п е р в ы й го н г» г а м е л а н а с ы г р а т ь е г о м е -
л о д и ч е с к у ю л и н и ю — н е в о з м о ж н о . В г о л о в е б а л и й ц а э т о й
л и н и и , о т д е л ь н о й о т ц е л о г о , п р о с т о н е c y щ e c т в y e т '‘ , .
1
Выло бы интересно Н|ювер
1
(ть это утверждение экспериментально. Однако сей-
час мне вполне достаточно впечатления* возникшего у европейского музыканта.
Ибо разговор наш ведется ради европейской музыки.
Если же вдумываться в то. что собой представляет индонезийский гамелан сам
по себе, то начинать надо не е музыкального искусства, а.
.. например, с системы
сигнализации на ирригационных сооружениях индонезийцев: „Нал рисовыми
нолями.
.. днем и ночью немолчно разносятся легкие звуки, как будто кто-то наи-
грывает на гигантском ксилофоне одну и ту же фразу. Это вода.
.. приводит в дей-
ствие специальное сигнальное приспособление: несколько бамбуковых трубок,
колеблемых потоком, ритмично ударяют по камням.
.. Мелодия и ритм зависят от
размерон. числа и способа установки трубок, которые подбираются с большой
тщательностью. Хозяину нет нужды обходить участок: покуда музыка его поля
звучит в соответствии с известным мотивом - все в порядке“ (Л. Переверзев.
Музыка „Страны тысячи островов“
( 'оветская музыка. 1965. .V* 9. стр. 125). Так
что гамелан. с его часовыми композициями, состоящими
на неискушенный
слух
из долгого мелодичного перезвона, извлекаемого двумя десятками чело-
век из различного рода гонгов, бронзовых чаш и металлических пластинок; гаме-
лан, коих на одном Пали с миллионным населением имеется несколько тысяч, в
каждой дс|»евие свой: гамелаи. в игру которого человек поистине врастает с дет-
ства. - гамелаи. вероятно, в равной степени явление искусства и естсстна. То есть
природы.
Кстати, в связи с дальнейшим разговором любопытно, что. например. Дебюсси и
Кейдж давно интересовались гамсланом.
АупиоМагазин
3 /1 9 9 9
предыдущая страница 131 АудиоМагазин 1999 3 читать онлайн следующая страница 133 АудиоМагазин 1999 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст