музыка 127
Electrically
Recorded
^RICO RUS %
Not Licensed for
Radio Broadcast
DEVIL’S SON-IN-LAW
(Wheat5traw)
Pete Wheatstraw
Blues
Singer with guitar and piano
B-5451-A
Владимир ЕЛБЛЕВ, Андреи ЕВДОКИМОВ
под рукой виски, пил он денатурат и полироль. И слишком
любил рассказывать о том, как продал душу дьяволу. Это не
было похоже на правду. Не он стал легендой блюза.
А гитарной эквилибристикой пользовались многие масте-
ра народного блюза. Во всяком случае, Чарли Г1 отгон и Сон
Хауз делали это раньше Томми Джонсона п с большим ма-
стерством. Они не любили болтовню о торговле душами.
На юге Америки Джонсонов много, поэтому их много и
в блюзе. Фамилия эта навряд ли принадлежала настояще-
му отцу Роберта Джонсона, воспитывался он у родственни-
ков, „мыкался по углам“ в детстве. К блюзменам прибился
вскоре после того, как его 16-летняя жена умерла во время ро-
дов, н если прежде у Роберта были какие-то мечты устроить
свой дом в этом мире, то теперь разве
что игра па гитаре казалась ему
чем-то реальным. Беда в
том. что гитара-то ему в
руки и не давалась.
Он крутился рядом
с самыми извест-
ро до м
и з Д
е л ь т ы
Блюз родом из Дельты, и хотя Дельта не то
же, что Дельфы п Коринф, для белых школя-
ров это подсознательно роднит блюз с класси-
ческой трагедией. Дельта Миссисипи потому и
пишется с большой буквы, что не является гео
графическим термином. Это район в форме тре
угольника, образованный изгибом великой аме
риканекой реки, который Дельтой окрестил ка-
котито шибко умный переселенец. И название при
жилось: іреческая буква среди Новых Гемпширов, Но
вых Англии и Новых Джерси.
.. Буква, с которой начина-
ется имя Рогатого, не к ночи будь помянут.
..
Томми Джонсон не был первым музыкантом, осознавшим,
как важна легенда для популярности. В конце концов, и в Ев-
ропе ходили сказки про то, что добропорядочный человек не
сыграет на скрипке так, как Паганини. Томми Джонсон вряд
ли их слышал (хотя, а вдруг?). Не дожидаясь, пока пойдут
слухи, он распускал их о себе сам.
Его браг вспоминал ответ Томми на вопрос, как это он так
быстро научился играть на гитаре.
Если хочешь научиться Играть все, что тебе хочется сыг-
рать, и хочешь научиться, как сочинять песни самому, бери
свою гитару, и иди туда, где пересекаются дороги, туда, где пе-
рекресток. Приди туда, но обязательно постарайся прийти
туда незадолго до полуночи. Бери гитару и играй там что-
нибудь для себя. Большой Чёрный человек подойдет н возь-
мст твою гитару, и он настроит ее. II потом он сыграет на ней
что-нибудь и протянет ее обратно тебе.
.. Вот так я научился
играть все что захочешь
(Р. Палмер.
Глубокий блюз).
Во втором десятилетии XX века в Дельте Миссисипи Том-
ми Джонсон был шоуменом. „Он вертел гитарой и пинал ее,
держал на загривке, скакал на ней, как на муле,—
всё нс пере-
ставая играть с завораживающей скоростью. Ох, казалось, он
раздирал ее в щепки. Людям нравилось на это смотреть“,—
вспоминает Хьюстон Стэкхауз, блюзмен из Дельты, дожив-
ший до времен, когда у блюзменов стали брать интервью
(А. Латке.
Земля, где родился блюз). Но и сам Томми Джон-
сон прожил 60 лет, несмотря на то что ему ломали ребра за
любовь к чужим женам, несмотря на то что, когда не было
ними олюзмена-
мп
Дельты
-
и не мог ухва-
тить
секреты
их
мастерст-
ва.
„Кончай,
Роберт,—
ты
только людей
р а с п у г а е т ь.
Ни фига ты не
умеешь играть“,—
сказал
Роберту
Сон Хауз, когда он
попробовал что-то сы-
грать на
гитаре
Хауза
(С. ЛаВерн.
Полное собрание
записей Р. Джонсона).
Деликатность не является чертой блюзово-
го характера —
и Джонсон привык получать от старших това-
рищей подобные щелчки. Но эта капля переполнила чашу. Он
исчез из города. I I вернулся полгода спустя. Т|юйка мастеров,
считавших его безнадежным', признала и стала восхвалять его
мастерство. Пальцы Джонсона забегали по грифу
c k o j x i,
с ма-
шинной четкостью и хваткой. Это было бы невыносимо слу-
шать, но слайд (слайд —
надетый на мизинец обрубок водо-
проводной трубы или отшлифованное бутылочное горлышко,
откуда произошло и второе название этого приема игры -
„боплнек“
„бутылочное горло“) скользил но струнам по-
верх ритма; и струна под ним пела живым страждущим голо-
сом. В записях Джонсон пользуется слайдом очень скромно,
но топкость сочетания его пальцевой и слайдовой техники до
сих пор остается непревзойденной. В „Заходи ко мне на кух-
ню, на улице будет дождь“ он поет: „Слышишь, как веют ве-
тер“—
и несколькими легкими нотами воспроизводит слай-
дом этот вой. Умение играть на гитаре за двоих плюс четкий
ритм, с которого он не сбивался, что бы ни происходило в
кабаке вокруг него, сделало его желанным музыкантом на
любых танцульках.
Слухи о том, что тут что-то нечисто и так хорошо играть
нельзя научиться так скоро,- поползли сразу. Джонсон не по-
ощрял этого, но и не опровергал. К быстро пришедшему уме-
нию безупречно играть на гитаре скоро прибавились многие
новые странности.
.. И, в отличие от прочих блюзменов. он не
А уяиоМ агазин 3 /1 9 9 9
предыдущая страница 128 АудиоМагазин 1999 3 читать онлайн следующая страница 130 АудиоМагазин 1999 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст