автосалон
Гадкий утенок
High end и автомобиль?
Рафинированные аудиофи-
лы наморщатся: мои, это —
две вещи несовместные.
Однако добрая половина
цивилизованного человече-
ства проводит за рулем да-
леко не самую малую часть
быстротекущей жизни. А
нстовина из этой половины
еще и у мудряется находишь
в процессе вращения баран-
ки некое удовольствие. Так
почему ж е одновременно не
получать наслаждение и от
любимой м узыки?
Илья УХОВ
Нас, автоауднофилов, то есть тех, кто
стремится в салоне автомобиля полу-
чить от аудиоаппаратуры максимум
звука в соответствии со своими пред-
ставлениями об этом максимуме, не так
много. И путь наш в аудиорай не менее
тернист, чем дорога аудиофилов .до-
машних".
Во-первых, шум. Вот наш главный
враг! Даже в салоне самой тихой ино-
марки
уровень
шума
на
скорости
60 км/ч достигает 60 дБ, и автоаудио-
системе его надо „перекричать“ таким
образом, чтобы тихие звуки, присутст-
вующие в записи, все же можно было
различить. А на скорости 130 км/ч уро-
вень звукового давления поднимается
уже до 75 дБ. Сравните это с 40-50 „фо-
новыми" децибелами в помещении! По-
этому автомобильный аудиокомплекс
должен обладать недюжинным запасом
динамики, и появляются на свет 200-,
300-, 500-ваттные усилители —
естест-
венно. на твердотельных элементах. В
то время как в мире стационарного
„хай-энда" уже нет колько лет признаны
преимущества ламповой техники, авто-
мобильные усилители на 99,5% остают-
ся транзисторными. Дифференциаль-
ные каскады, глубокая отрицательная
обратная связь, микросхемы. А чего сто-
ят одни преобразователи питания, по-
вышающие 12-вольтовое напряжение
бортовой сети? А помехи от генератора
и системы зажигания? Ужас, да и только.
Акустика —
это предмет особой пе-
чали. Типичное акустическое оформ-
ление автомобильного динамика пред-
ставляет собой или дверь из тонкого
листового металла с кое-как прикреп-
ленной к ней панелью обивки, или
пластиковую панель приборов, нафар-
шированную
патрубками
системы
вентиляции п всевозможными реле и
проводами, или багажник с дребезжа-
щей задней полкой у заднего стекла
хэтчбека. Где вы. оптимальные объемы
и настроенные фазоинверторы?
Поэтому не удивляйтесь, что в разго-
воре о качестве звучания в автомобиле
я буду заведомо отличать его от того, к
чему мы привыкли при оценке стацио-
нарной аппаратуры. И разговор о мето-
дике оценки автоауднокомпонентов
надо начинать с простого: а насколько
применимы здесь привычные аудио-
фильские категории?
Фронт не законченного пока сраже-
ния между „объективистами" и „субъ-
ективистами“ в равной мере пролегает
и но акустическим нолям автоаудио, и
по пространствам жилых комнат до-
машних аудиофилов. Очевидно, что
все же есть некая совокупность каких-
то физических параметров звукового
тракта, которая может достоверно опи-
сать особенности его звучания. Но
сколько их и каковы они, человечество
пока не определило. Ведь мы уже убе-
дились, что стандартная АЧХ, изме-
ренная но общепринятым правилам,
говорит только об одном - о том, как
подвергнутый измерениям аудиоком-
понент воспроизводит чистый синусо-
идальный сигнал, одинокий, словно
саксаул в пустыне. А ведь слушать мы
будем не синус, а широкополосный и
переменный по времени сигнал со слож-
ным спектром, в котором содержится
бесконечное множество гармоник.
Кстати, простая аналогия из автомо-
бильной жизни —
оценка управляе-
мости и плавности хода автомобилей.
Существует отработанная методика
испытаний —
слалом между вешками,
„переставка" (имитация объезда вне-
запного препятствия), единичное от-
клонение руля (приближенный аналог
импульсной характеристики в радио-
технике). И вот вам пример. Два года
назад концерн „Daimler-Benz" предста-
вил „Mercedes" А-класса —
маленький
переднеприводный автомобильчик, по-
строенный инженерами, привыкшими
разрабатывать большие заднепривод-
ные „седаны". Мерседесовцы были уве-
рены, что малыш A-класса обладает и
присущей марке „Mercedes-Benz“ высо-
кой плавностью хода, и хорошей управ-
ляемостью. Но независимые эксперты,
прокатившись на машине, мгновенно
вынесли вердикт —
с управляемостью
есть проблемы. Чуть позже автожурна-
листы, выполняя „переставку" на не-
большой скорости, на A-классе пере-
вернулись. Но ведь автомобиль прошел
весь стандартный набор испытаний, в
том числе и „переставку“! А дело было в
том, что журналистский маневр отли-
чатся от стандартного —
его трасса бы-
ла короче, и подвеска машины в этих
условиях входила в резонанс, что и
привело к опрокидыванию. Скорее все-
го, мерседесовские испытатели отме-
чали изъяны в настройке подвески
и предупреждали свое начальство. Но
к их субъективному мнению не при-
слушались, понадеявшись на формать-
ное соответствие испытательным стан-
дартам.
..
АудиоМагазин
3 /1 9 9 9
предыдущая страница 125 АудиоМагазин 1999 3 читать онлайн следующая страница 127 АудиоМагазин 1999 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст