автосалон 123
теристика получится ступенчатой,
рваной —
и с этим ничего не поделать.
Наконец, такой добросовестный раз-
работчик, как „Cello", реализует в ка-
ждой из полос эквалайзера полный
электрический тракт, включающий
собственный трансформатор п выход-
ной каскад.
Бытовой графический эквалайзер
допускает перекрестные помехи и мо-
жет переворачивать фазу. Автомо-
бильный —
и того хуже. Мы нашли
выход без компромисса в смысле ка-
чества звука - в эквалайзере парамет-
рическом. Компактный (15 см х 4 см)
профессиональный моноблок „Лель“
собран на транзисторах и одной мик-
росхеме, стоит меньше НИ) долларов,
питается от 12 В и служит в студии
для обработки гитарного тембра. Мы
выбрали коррекцию -5 дБ на частоте
200 Гц, подъем на 6 дБ на 16 кГц и
оставили (в комбинации с кинапов-
ским динамиком) бас без перемен. Ре-
зультатом стал субъективно простор-
ный и летящий (в нашей комнате)
звук, в котором мы не могли вычле-
нить работу конкретного динамика,
конкретной полосы частот. Не было и
ощущения грубости и днскотечностп.
которой иногда отмечено применение
профессиональной аппаратуры в быту.
Все, что мы проделали, не является
аксиомой для каждой машины и па-
нацеей для всякого начального ком-
плекта. У нас был свой стенд, свой ус-
ловный салон и собственные уши —
к
тому же мы не сидели за рулем. Но
хотелось бы порекомендовать сам
метод, подход и основные пути пои-
ска: коррекция акустического оформ-
ления динамиков, коррекция АЧХ и,
разумеется, запас по качеству самих
аппаратов (кстати, имеет значение и
качество кабелей, о которых можно
говорить отдельно). Совсем бедные
динамики просто не отреагируют на
„глобусы“, совсем слабый усилитель
не воспримет эквалпзацию, и „какой-
нибудь“ магнитофон —
не чета совре-
менным CD-источнику и тюнеру. Но
с аппаратами выше среднего по нашей
методе можно услышать музыку на 20
Гц буквально „животом“. Поверьте -
это стоит усилий. Тем более что до-
рожный шум будет грохотать совер-
шенно в иных плоскостях. В потусто-
роннем от музыки мире.
Михаил СЕРГЕЕВ
Технический ко м м ен тари й
Тенденции развития автомобиль-
ной аудиотехники видны —
вперед и
вверх. Но я не стал бы утверждать
столь однозначно,
что автоаудио-
техника опережает в развитии осталь-
ную автотехнику. Обратите внимание,
например, на автосигнализацию —
она
тоже на месте нс стоит. Много и дру-
гих новинок появилось, от бортового
компьютера до GPS. Эта система поз-
воляет определить координаты маши-
ны с точностью до нескольких метров.
На основе GPS сделана автоматиче-
ская карта. Электроника определяет,
где именно вы находитесь, рисует кар-
ту данной местности и показывает ва-
ше положение. Встречается в авто и
спутниковый телефон, и много других
мелочей, на фоне которых аудиона-
чинка выглядит немного бедновато.
Аудио в авто можно обсуждать бе-
сконечно,
здесь
нет
объективной
истины. Для одного важен престиж,
для другого звук —
п оба правы. 11о в
статье затронуты вопросы, в основе
которых лежат объективные явления.
Например, полосные усилители ис-
пользуются действительно не от хоро-
шей жизни. Но не потому, что их „вы-
годнее строить“. Конструкция с раз-
дельным регулированием усиления в
полосах имеет объективное преимуще-
ство: в ней просто сопрягаются голо-
вки с разной чувствительностью. Есть
и еще одно положительное свойство: в
активном кроссовере легко изменить
частоты разделения полос, в пассив-
ном же - практически невозможно.
Есть объективные трудности при
размещении акустической системы в
машине. „Правильная“ акустическая
система должна располагаться впере-
ди, перед слушателем. Если среднеча-
стотные головки еще как-то удается
разместить впереди, то для сабвуфе-
ра там места просто нет. Поэтому и
приходится прятать его в багажник
или еще куда-нибудь. Если звук тако-
го сабвуфера и оказывается немузы-
кальным, то дело не в полосном пост-
роении системы, а в неудачной конст-
рукции акустического оформления, в
выборе усилителя, головки или ча-
стот разделения полос. В пределах
рабочего диапазона частот сабвуфера
(до 100 Гц) длина звуковой волны
превышает 3 м. Сабвуфер просто из-
меняет давление воздуха в салоне, и
его расположение мало на что влияет.
Естественно, в том случае, если саб-
вуфер за пределами звукового диапа-
зона ничего не излучает. А такое ус-
ловие выполнить достаточно трудно,
потому что обычно низка линейность
и велик уровень высших гармониче-
ских составляющих, излучаемых саб-
вуфером. По этим среднечастотным
звуковым сигналам слух и определя-
ет положение сабвуфера. Для разме-
щеиия сзади предпочтителен сабву-
фер с меньшими нелинейными иска-
жениями, тогда не будет возникать
ощущение, что звук приходит сзади.
Очень удачным мне представляется
использование глобуса в качестве
акустического оформления. Единст-
венное. на что я обратил бы внима-
ние,-
по характеристике направлен-
ности сферическая АС существен-
но отличается от упомянутой „Errol
Labs“, которая имеет в горизонталь-
ной плоскости круговую диаграмму
направленности.
Головка в ящике может эффектив-
нее воспроизводить низкие частоты,
чем головка без оформления, но часто-
та основного резонанса при установке
в закрытый ящик повышается —
так
проявляется действие упругости воз-
духа в ящике. Не очень понятны в свя-
зи с этим слова „резонанс динамиков
понизился“. Видимо, речь идет о сни-
жении нижней границы воспроизво-
димого диапазона частот.
Доводка узлов автоаудиосистемы
это только начало пути. Самое важное
еще предстоит сделать при сведении
системы в целое. Для гармонизации
системы можно воспользоваться про-
веренными. старыми
аналоговыми
средствами, можно использовать и
„цифру". Цифровая звукотехника -
дело темное, по даже хороший ЦАП
не сможет „достроить" пропущенные
в цифре биты, и естественно, не при-
годен для „эквалнзаннп“.
Даже в самом навороченном эквалай-
зере, неважно —
цифровом или анало-
говом, заметно взаимное влияние со-
седних полос, независимо от того, гра-
фический он или параметрический,
бытовой или профессиональный. На
частоте разделения полос на сигнал
одинаково влияют соседние регулято-
ры, даже если каждая полоса построена
как отдельный тракт, с собственным
блоком питания. Похожая картина на-
блюдается и с фазочастотной характе-
ристикой. Изменение АЧХ всегда со-
провождается изменением фазы.
В
принципе можно построить цифровой
эквалайзер, свободный от такого де-
фекта, но он оказывается очень уж
сложным. Но не это главное.
Судя по статье, авторы довольны
полученным результатом. Вот она —
связь объективного и субъективного.
Неважно, на сколько именно децибел
поднята АЧХ, главное — чтобы звук
нравился.
Остается пожелать дальнейших ус-
пехов Владимиру Елбаеву и Алексан-
дру Щукину, что я с удовольствием и
делаю. ◄
АупиоМагазин
3 /1 9 9 9
предыдущая страница 124 АудиоМагазин 1999 3 читать онлайн следующая страница 126 АудиоМагазин 1999 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст