автосалон
„Пищалкам“ нашлось и другое, бо-
лее интересное, неожиданное приме-
нение. Слегка надрезав обивку кресла
на уровне головы, мы поместили два
динамика внутрь, развернув излучате-
ли немного в стороны. Включив ком-
плект таким образом, мы убедились в
появлении нового эффекта простран-
ственности практически в любой точ-
ке нашей комнаты.
Нас вполне устроил реализм стерео-
формата, особенно когда в качестве
моносабвуфера мы привлекли широко-
известный в узких кругах кинанов-
ский динамик. Поместив его сзади, а
среднечастотники на передней пане-
ли, мы получили полноценное впечат-
ление, сидя в озвученном „пищалками“
кресле. Попутно отметим, что кресло
явно недооценено как излучатель зву-
ка. Оно позволяет использовать диф-
фузор широкого диаметра, оно удобно
расположено по центру салона (звук
со стороны багажника далеко не все-
гда комфортен), оно вполне может за-
менить бас-шейкер. Придется пово-
зиться с аккуратной проводкой - но и
это под силу пользователю.
Доводилось ли читателю слышать
сферические разнонаправленные ко-
лонки —
„Grundig", „Tandberg" или
„Вега“? Они создавали сцену легко и
естественно, может быть, с размытым
диффузным полем, с нечеткой лока-
лизацией, но зато без утомления от
всяких признаков синтезированного
объема. Недаром новый отечествен-
ный изготовитель акустики „Errol
Labs“ идет этим путем, заменяя ком-
плект домашнего кинотеатра стерео-
парой. Дело в том, что похожий опыт
наработан автолюбителями, и нам ос-
талось его опробовать. Мы взяли пару
ученических глобусов отечественного
производства (китайские не подой-
дут, поскольку они изготовлены из
пластика). Срезали у глобусов ма-
кушку под окружность наших средне-
частотников —
как у арбуза. Вывели
провод динамиков через дырку снизу,
накидали на дно глобуса ветошь и за-
крыли срез динамиками, как крыш-
кой. Для лучшего резонанса и более
плотного прилегания сначала выпи-
лили подходящий обод из ДСП, вста-
вили
туда динамик и
проклеили
эпоксидкой его ребро и стенки глобу-
са изнутри, а также закрепили бол-
том сбоку. Сверху промазали щели
герметиком. Можно было обойтись
без деревяшек и просто завести края
глобуса под пазы декоративной ре-
шетки „кенвудов“, но тогда резонанс
был бы более заметен. У нас получи-
лась простейшая шаровая колонка.
Звучание динамиков
преобрази-
лось. Мы получили эффект контраба-
са: резонанс динамиков понизился с
увеличением массы корпуса. Струны
контрабаса звучат только благодаря
ящику (корпусу), вот и наши „кенву-
ды" стали похожи на широкополос-
ные динамики (разумеется, их воз-
можности ограничивал жестковатый
голубой диффузор и разделительный
фильтр). Воспроизводимый диапазон
обрел приятную мягкость и, субъек-
тивно,— пологость. На джазе щетки
не царапали, а шелестели, как им по-
ложено. Прежде разреженный вокал
вдруг начал утопать в густом прост-
ранстве студии. Инструменты разо-
брались на партии, не потеряв деталь-
ности. Самое главное —
бас не стал
мощнее, но стал внятным, небубня-
шим. То был эффект повышения соб-
ственного звукового давления дина-
мика в закрытом корпусе (в отличие
от открытого монтажа на автопане-
ли), эффект смещения вниз резонанс-
ной частоты, эффект изменения то-
нальности средних на узнаваемую
„бумажную“. Проще говоря
реали-
зовалось
преимущество
хорошего
акустического ящика. Разумеется, та-
ким образом при желании можно
улучшить звучание всякого
автомобильного сабвуфе-
ра, в том числе — наше-
го условного „кинапа".
Все упирается в дефи-
цит свободного прост-
ранства в салоне. По-
скольку средние часто-
ты —
самые критиче-
ские, лучше подправить
именно их.
Можно и нужно идти до
конца, тем более что следующий шаг в
достижении домашнего звука в маши-
не вовсе недорог и нетруден. Это эк-
вализация1.
Она
призвана
убрать
„звук стола" (то есть неприятный ре-
зонанс и гармоники на 200 Гц) и рас-
ширить действительные басы и „вер-
хи". В качестве эквалайзера может
служить любой высококачественный
буфер между основным блоком (ис-
точником) и усилителем — например,
ламповый буфер или (при наличии
цифрового выхода) отдельный ЦАП.
Хороший ЦАП мог бы „достроить"
пропущенные в цифре биты и тем са-
мым уплотнить средние, но в нашем
случае ЦАП был неприемлем. Буфер
„Musical Fidelity X-10D" (с питанием
на 12 В) привнес в наш комплект лом-
кость средневерхних и уменьшил на-
дежность баса
даже при наличии
„глобусов". Логичен вывод, что столь
компромиссная аппаратура, как авто-
мобильная. лучше всего эквализуется
профессиональными, то есть студий-
ными, а не бытовыми (тем более не
автомобильными) компонентами. До-
стоинство профессионального гра-
фического эквалайзера в том, что
его регуляторы не „задевают“ сосед-
ние частоты, поэтому форма кривой,
выстроенной на дисплее или регу-
ляторами.
соответствует звуковой
характеристике. На большинстве „мас-
совых" бытовых эквалайзеров харак-
1
Коррекция АЧХ в определенных частотных паю -
сах.
Ред.
АудиоМагазин 3/1999
предыдущая страница 123 АудиоМагазин 1999 3 читать онлайн следующая страница 125 АудиоМагазин 1999 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст