автосалон
и з
Рис. 4. Связь формы сигнала и фазы. Задерж-
ка сигнала и изменение полярности приводят к
разным последствиям. На верхнем графике
изображен исходный сигнал.
На нижнем
красная кривая - сигнал, фаза которого по-
вернута на 180', а синяя - тот же сигнал, но
задержанный на полпериода. Заметили разни-
цу? И слух ее тоже замечает
томобнльной АС с одной из неслож-
ных моделей —
„Power Amper XA22“.
На первый взгляд решение испыты-
вать в одном ряду аппаратуру фирм,
занимающих разные секторы рынка,
может показаться странным. Если
ставить перед собой цель получить
звук, го следует ориентироваться не
только на торговую марку или фирму,
но и на возможности аппарата. Можно
взять дорогие головки и дешевый пас-
сивный кроссовер, а можно для го-
ловок „Pioneer" или „Kenwood“ взять
активный кроссовер
тот же „Power
Amper“. Остается сравнить звучание и
общую
стоимость
аппаратуры.
И
вполне вероятно, что как раз второй
вариант окажется дешевле по цене и
не хуже по звуку.
Этот кроссовер позволяет изменять
частоту среза ФНЧ и ФВЧ независи-
мо, в очень широких пределах (рис. 2).
Предусмотрена возможность коррек-
ции уровня сигнала в полосах. Есть
возможность сдвига фазы на 180°.
Перекрывается
практически весь
диапазон частот звуковых сигналов, то
есть фильтр можно использовать как
разделитель СНЧ-І1Ч, ПЧ-СЧ. СЧ-
ВЧ —
он пригоден для любого случая.
Если бы положение головок относи-
тельно слушателя было известно зара-
нее, как в обычной бытовой АС, то ча-
стоты среза ФНЧ н ФВЧ можно было
бы изменять одновременно, с помо-
щью одного регулятора. В автомобиле
головки устанавливают не туда куда
надо, а туда, куда получается. Как раз
для этого случая и нужна независимая
регулировка частот срезов фильтров.
Рассмотрим
пример
установки.
I [редположпм, что частота разделения
полос - 1000 Гц, длина звуковой вол-
ны в этом случае равна примерно
тридцати сантиметрам. Если окажет-
ся, что разность расстояний от слуша-
теля до головок равна 15 см, на частоте
разделения сигналы от головок при
использовании „правильного“ фильт-
ра просто скомпенсируют друг друга и
па АЧХ появится провал (рис. 3).
Для исключения такого провала сиг-
нал одной из головок можно сдвинуть
на 180°. Такой сдвиг фаз как бы сдвига-
ет головку в пространстве на половину
длины волны.
Я не случайно написал „как бы“.
Смещение головки на половину длины
волны и сдвиг фазы сигнала на 180” -
это не совсем одно и то же (рис. 4). Ес-
ли бы звуковой сигнал был симмет-
ричным относительно нуля, как на-
пример синусоидальное напряжение,
то изменение его полярности и за-
держка на половину периода давали
бы один и тот же результат. Но звуко-
вой сигнал несимметричен, изменение
его полярности изменяет звучание.
Проверить этот факт проще простого -
поменяйте полярность подключения
одновременно двух АС, левой н пра-
вой, и вы сами все услышите.
Так что настройка акустической си-
стемы. состоящей из разнесенных го-
ловок, оказывается задачей не такой
уж простой. Даже в одной точке про-
странства получить горизонтальную
АЧХ удается не сразу. Если же хочется
равномерно
„осветить"
звуковыми
волнами не одну точку, а хотя бы ме-
ста водителя и пассажира, то придется
поработать.
11онятио, что результатом такой ра-
боты будет компромисс. Оптимисту
звучание в разных точках салона по-
кажется одинаково хорошим, песси-
мист в этой связи скажет, что во всей
машине слышно одинаково плохо.
Можно пойти другим путем, напри-
мер использовать коаксиальные голо-
вки. В такой головке оба излучателя, и
низкочастотный, п высокочастотный,
оказываются размещенными в одной
точке пространства. В этом случае
исключаются искажения звука, свя-
занные с разнесением излучателей
разных частотных полос, что является
несомненным достоинством такого
решения.
Понятно, что коаксиальная головка
в чем-то оказывается хуже, чем обыч-
ная. Если ВЧ-головка установлена на
керне магнита низкочастотной голо-
вки, то трудно защитить зазор между
катушкой п керном от пыли и мусора,
зато гарантируется жесткость кре-
плеиия. Если повесить ВЧ-головку
на диффузородержатель НЧ-головкп
сверху, как делает, например, „Кеп-
\vood", то возникают другие трудно-
сти: обеспечить жесткость фиксации
ВЧ-головки, исключить появление
стоячих волн между диффузором ІІЧ-
головки и корпусом ВЧ-головки. Про-
стых и дешевых решений здесь нет.
Коаксиальные головки имеют свои
недостатки, но позволяют получить
приличную АЧХ п цельность звуча-
ния. Как правило, такие головки не
рассчитаны на громкий звук. Но так
ли он нужен?
Рис. 5. Амплитудно-частотная характеристика
аудиотракта по звуковому давлению на месте
водителя в „Volvo S-70“
Есть в известных кругах культ силы,
громкости, скорости. А кто бы стал с
ними спорить? Хочется громкости
берите, слушайте на здоровье. Хотите
других результатов добиться - тоже
пожалуйста.
Могут быть разные взгляды на звук
в авто, спор здесь неуместен, и я не со-
бираюсь ничего никому доказывать.
Моя задача как раз в том и состоит,
чтобы познакомить читателей с разны-
ми точками зрения.
В качестве примера можно рассмот-
реть аудионачинку, которой оснащают
„Вольво“ на родине, в Гетеборге1. Ком-
плектация салона —
стандартная, она
включает в себя пару головок в задних
дверях, пару —
в передних, п еще одну
пару — на торпедо.
Судя по всему, конструкторы попы-
тались озвучить весь салон, если и не
очень круто, то по крайней мере без
особенных „дыр“. И в тембральним
смысле, н в смысле пространственном.
Амплитудно-частотная характеристика
того, что получилось в результате, до-
статочно гладкая и на месте водителя, н
в остальных точках салона (рис. 5).
Естественно, что стереофонические
свойства звука при такой компоновке
оказываются несколько непривычны-
ми для „домашнего“ слушателя. Воз-
1
Благодарю г-на Л. Фрумнна :»а предоставленную
возможность покопаться в автомобиле.
АупиоМагазин 3/1999
предыдущая страница 114 АудиоМагазин 1999 3 читать онлайн следующая страница 116 АудиоМагазин 1999 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст